1. | Наименование проекта | Исследование влияния ледовых условий на возможность всплытия подводных судов в ледяном покрове |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А18-118042490014-4 |
3. | Исполнитель | Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - образование |
5. | Заказчик | РНФ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Рациональное природопользование |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | |
13. | Общее тематическое направление | |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Актуальность работы связана с поиском новых методов обеспечения безопасности подледного плавания подводных судов, в первую очередь, зависящей от быстроты и безопасности всплытия субмарин в различных ледовых условиях. Известно, что более чем в 60% районов подледного пространства Арктики безопасные условия для всплытия традиционным методом, то есть путем статического нагружения льда снизу, отсутствуют. Посредством возбуждения изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове субмариной можно добиться частичного или полного разрушения льда, что позволит подводным судам всплывать в более толстом льду, чем при традиционном способе разрушения ледяного покрова. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию влияния различных ледовых условий (глубины акватории и переменности наклона дна), наличия во льду неоднородностей (свободной кромки, торосов, снежного покрова, внутренних сил сжатия и растяжения) и режимов движения подводных судов различных проектов (пр. 971, пр. 667БДРМ, пр. 949А) на эффективность разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами. Проводится анализ влияния рассматриваемых факторов на напряженно-деформированное состояние льда и ледоразрушающую способность изгибно-гравитационных волн, генерируемых от движения субмарин вблизи нижней поверхности льда. Анализируется целесообразность использования предложенного метода субмаринами различных проектов, находящихся в эксплуатации, по сравнению с традиционным методом всплытия. Для проведения экспериментальных исследований планируется использовать ледовый опытовый бассейн. Все экспериментальные исследования будут выполнены впервые. На основе имеющихся у коллектива заделов будут разработаны аналитические и численные модели для определения напряженно-деформированного состояния льда с заданными физико-механическими свойствами с учетом его неоднородностей при движении субмарин в различной ледовой обстановке. |
17. | Начало проекта | 20.02.2018 |
18. | Завершение проекта | 31.12.2018 |