12. |
Приоритет Стратегии НТР России |
Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
16. |
Аннотация |
Социально-экономическое развитие Арктической зоны стало объектом пристального внимания как государственных органов, так и научно-исследовательского сообщества. В последнее время в России был принят ряд нормативно-правовых документов, основной целью создания которых было регулирование отдельных аспектов политического, промышленного, экономического и социального развития этих территорий.
Концепция устойчивого развития подразумевает гармоничное развитие трех сфер: экономики, экологии и социальной сферы. При этом устойчивым развитием будет такое развитие этих компонентов, которое происходит не в ущерб какой-либо из них и не за счет одной из них ни в данный момент, ни в будущем. Таким образом, устойчивое развитие Арктической зоны предполагает эффективный баланс между ростом экономики, природоохранной деятельностью и социальными отношениями. Существующие проекты освоения Арктики часто характеризуются единственным критерием для принятия решений – экономическим ростом за счет других составляющих.
В настоящее время отмечается недостаток научно-обоснованных подходов к вопросам комплексного устойчивого развития макрорегионов на основе развития его ключевых подсистем. Такой подход должен учитывать основные существенные факторы развития региона (экономика, социальный фактор, экология, правовая база, международное сотрудничество, инновации, ресурсный потенциал и др.) и в соответствии с выделенными факторами позволить сформировать модели ключевых подсистем, способных обеспечить устойчивое развитие региона.
В настоящем проекте две подсистемы рассматриваются как ключевые подсистемы, обеспечивающие коммуникацию элементов арктического региона – логистическая и цифровая инфраструктуры. Они, по сути, играют роль кровеносной и нервной систем региона: первая обеспечивает возможность перемещения материальных ресурсов, вторая – передачу и обработку данных и информации. Невозможно обеспечить устойчивое развитие Арктической зоны без налаженной транспортной системы региона. Транспортно-логистическая инфраструктура региона является одним из ключевых факторов экономической, социальной и экологической эффективности освоения Арктики, поскольку определяет принципиальную возможность, доступность и стоимость освоения. Современные информационные и цифровые технологии предоставляют уникальные, ранее недоступные возможности для сбора, обработки, анализа, передачи данных и, что наиболее важно, для управления социально-экономическими системами на основе данных. Это позволяет человечеству существенно продвинуться в освоении такого сложного региона, как Арктика.
Актуальной представляется задача разработки методологической базы устойчивого развития Арктики, основанной на подходах к развитию её логистической и цифровой инфраструктур как ключевых подсистем коммуникации региона. Разрабатываемые концептуальные основы должны представлять собой набор методов и моделей, описывающих архитектуру управления устойчивым развитием в регионе и архитектуру управления его отдельными областями. В рамках проекта планируется создать концептуальную модель устойчивого развития Арктики с учетом существенных факторов такого развития, а затем предложить методы и модели формирования логистической и цифровой инфраструктур для обеспечения развития региона. В результате предполагается получить эталонное решение, которое может быть адаптировано для решения задач устойчивого развития других макрорегионов мира.
В настоящий момент не существует подобного комплексного подхода, который бы позволил эффективно осуществить программу развития региона, основываясь на учёте порой противоречивых требований социальной, экологической и экономической эффективности и принимая во внимание возможности, предоставляемые транспортно-логистическими системами с одной стороны и информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями с другой. |