1. | Наименование проекта | Математическое моделирование динамики движения скоростных судов с аэростатической и аэродинамической разгрузкой |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 123110100039-3 |
3. | Исполнитель | Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - образование |
5. | Заказчик | РНФ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Транспортные и космические системы |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
13. | Общее тематическое направление | Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | Арктическая инфраструктура |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | Нет |
16. | Аннотация | Скоростные суда с аэростатической и аэродинамической разгрузкой становятся все более востребованными в связи с развитием транспорта в труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока, а также в связи с освоением Арктики. К фундаментальным задачам, решение которых необходимо для скорейшего развития данного вида транспорта, относятся задачи обеспечения высокого уровня мореходности, маневренности, снижения вертикальных колебаний (“cobblestone oscillations”). В данном проекте будет построена и реализована в виде программы математическая модель динамики таких судов. Взаимодействие скегов с волной, в том числе разрушение волны, будет моделироваться с помощью метода дискретных вихрей в нестационарной постановке по схеме Кармана-Сирса. Давление в области воздушной подушки будет определено в соответствии с балансом массы воздуха в зоне повышенного давления с введением ряда уточняющих членов, полученных по результатам CFD-моделирования. По сравнению с имеющимися аналогами предлагаемая нами модель является более общей: в ней будет учтена возможность деформирования скега как замкнутой пневмооболочки, а волна будет считаться пространственной и нерегулярной. Кроме того, предполагается использование более простых и вычислительно более экономичных методов. Быстродействие предложенной модели означает, что она может быть положена в основу тренажера для экипажей таких судов. Построенная модель будет применена для проведения оценки характеристик динамики существующих и перспективных моделей судов с аэростатической и аэродинамической разгрузкой. Будут даны рекомендации по улучшению характеристик устойчивости, снижению размахов перегрузок и качки. |
17. | Начало проекта | 08.08.2023 |
18. | Завершение проекта | 30.06.2025 |