1. | Наименование проекта | Теоретико-экспериментальное исследование механических и трибологических свойств новых слоистых материалов на основе морозостойких резин |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 123051600007-3 |
3. | Исполнитель | Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
5. | Заказчик | РНФ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Транспортные и космические системы |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | Переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта |
13. | Общее тематическое направление | Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Разработка новых материалов для создания и усовершенствования машин, предназначенных для работы в северных регионах России, является важной проблемой. Эксплуатация техники показывает, что при длительном воздействии отрицательных температур производительность техники снижается примерно в 2 раза. При этом отказы техники часто связаны с неудовлетворительной работой узлов трения, изготовленных из высокоэластичных материалов, в частности, уплотнений. Причиной использования высокоэластичных материалов, чаще всего это резины, является необходимость герметизации и поглощения вибраций различной природы (в том числе, возникающих при трении). Однако, эластомерные материалы без специальных силовых элементов неработоспособны при высоких давлениях и скоростях скольжения. Нанесение покрытий является одним из основных методов модификации для обеспечения антифрикционных свойств, износостойкости, но в случае резин требования к этим покрытиям особенно высоки: помимо износостойкости и антифрикционных свойств - это способность выдерживать большие изгибные деформации и высокая степень сцепления на границе раздела. В рамках данного проекта предполагается исследовать новый класс двухслойных материалов – морозостойкие резины с покрытием из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ). Технология соединения двух этих полимеров, очень отличающихся по свойствам, обеспечивает необходимую степень сцепления, а СВМПЭ может рассматриваться как износостойкий антифрикционный материал. Оптимизация составов и рекомендации по использованию нового материала в узлах трения могут быть даны только после комплексного исследования его механических, реологических, триботехнических характеристик, механизмов разрушения в условиях фрикционного взаимодействия, в том числе в условиях перепада температур, характерных для регионов Арктики. |
17. | Начало проекта | 01.04.2023 |
18. | Завершение проекта | 31.12.2025 |