1. | Наименование проекта | Создание научных основ технологии получения депрессорно-диспергирующих присадок для производства зимних дизельных топлив |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 123012300045-9 |
3. | Исполнитель | Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
5. | Заказчик | Минобрнауки России |
6. | Вид финансирования | ГЗ |
7. | Вид НИОКТР | Прикладная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Рациональное природопользование |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения |
13. | Общее тематическое направление | Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Топливные дистилляты, в частности газойль, дизельное топливо или бензин, получаемые в результате перегонки нефти, характеризуются различным содержанием парафинов в зависимости от происхождения сырой нефти. В условиях эксплуатации топлив при низких температурах происходит кристаллизация парафинов, что приводит к снижению текучести и фильтруемости топлив, и они становятся непригодными для использования в зимний сезон. Для предотвращения роста кристаллов н-парафинов в горючих топливах могут быть использованы соответствующие присадки депрессорного типа, улучшающие текучесть топлива. Наиболее распространенные депрессоры (полиметакрилаты, сополимеры винилацетата с этиленом и др.) снижают температуру застывания и предельную температуру фильтруемости дизельных топлив, расширяя температурный диапазон их использования. Особенно важна разработка жидких топлив с низкой температурой застывания для использования в технике, эксплуатируемой в регионах с полярным климатом (Арктика и Антарктика). С другой стороны, помимо снижения фильтруемости, кристаллизация парафинов приводит к расслоению топлив в условиях холодного хранения. Соединения, используемые в качестве диспергаторов парафинов, должны обладать поверхностной активностью в системе парафин-дизельное топливо. Согласно литературным данным, в качестве диспергаторов используются азотсодержащие органические производные – амиды карбоновых кислот, аммонийные соли неполных амидов, производные N-сукцинимида и др. Тем не менее, на сегодняшний день в литературе отсутствуют обоснованные механизмы действия диспергирующих и депрессорных присадок к топливам и маслам. Поэтому развитие научных основ дизайна высокоэффективных депрессорных и диспергирующих присадок к топливам является актуальным направлением, а поиск и оптимизация способов получения компонентов депрессорных и диспергирующих присадок к топливам и маслам остается актуальной задачей, при этом развитие данных областей будет способствовать поддержанию стабильности топливной и транспортной инфраструктуры страны в условиях зимнего периода. Разработка технологических решений в области получения присадок, предполагаемая в рамках проекта, является особенно востребованной в рамках стратегии импортозамещения, поскольку доля импортных многофункциональных присадок к топливам на рынке в Российской Федерации составляет около 95%. Таким образом, реализация проекта может придать импульс для создания и развития высокотехнологичного производства указанных продуктов на территории Российской Федерации. |
17. | Начало проекта | 01.01.2022 |
18. | Завершение проекта | 31.12.2022 |