12. |
Приоритет Стратегии НТР России |
Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений |
16. |
Аннотация |
Актуальность проблемы формирования стратегических инновационно ориентированных направлений развития промышленности Арктической зоны Российской Федерации обусловлена, во-первых, неопределенностью как внутренних, так и внешних процессов и явлений. Во-вторых, усилением дефицита различных ресурсов. В-третьих, развитием глобальных противоречий, в основе которых лежит многомерный кризис общества и экономики. В этих условиях обеспечение устойчивости социально-экономических систем должно базироваться на инновационно ориентированных и научно обоснованных принципах освоения природных ресурсов.
Накопленные нерешенные и возникающие новые проблемы и угрозы безопасному социально-экономическому развитию Арктики в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, продолжающегося межгосударственного противостояния, изменения климата и других внешних и внутренних ограничений, требуют глубоких исследований стратегических направлений инновационного промышленного развития минерально-сырьевой и нефтегазовой отраслей.
Необходима разработка инновационных оптимальных форм государственного вмешательства в деятельность арктических предприятий как главных акторов промышленного развития. Перед российской Арктикой стоит особая задача – разработка и применение новых инструментов воздействия на инновационную активность предприятий в интересах сбалансированного социально-экономического развития.
Технологические инновации являются связующим звеном между необходимостью и желанием государства повышать производительность и эффективность освоения ресурсов и возможностью это осуществлять бизнесом при внедрении материало- и энергосберегающих технологий. На практике желания и возможности часто расходятся, так как экономические интересы государства и бизнеса в рыночной экономике противоречивы. Государство заинтересовано в устойчивом использовании природных ресурсов для предотвращения экологического кризиса и связанных с ним других возможных негативных последствий для всей национальной экономики, а бизнес заинтересован в усилении конкурентоспособности и получении прибыли. Однако есть точка сопряжения этих интересов, так как при внедрении предприятиями материало - и энергосберегающих технологий, то есть снижении материалоемкости производства, в каждом рубле продаж продукции бизнеса может увеличиваться (при прочих равных условиях) доля прибыли. Соответственно при этом предприятия увеличивают свой вклад в ВВП государства, так как в стоимостной структуре продаж растет доля валовой добавленной стоимости. В результате государство переходит на интенсивный тип экономического роста и при этом снижается давление на природную среду, так как, во-первых, при снижении материалоемкости производства бизнесу потребуется меньший объем использования материальных ресурсов. Во-вторых, за счет снижения норм расхода материальных ресурсов снизится общий объем отходов производства. В – третьих, новые технологи позволят осуществлять экономически эффективную переработку уже накопленных и складированных в окружающей среде отходов производства и потребления. Такое сопряжение интересов государства и бизнеса особенно актуально в социально-экономическом развитии регионов Арктики при формировании научно-технологической политики по освоению и переработке природных ресурсов, прежде всего минерально-сырьевых и топливно-энергетических. Исключительную важность при этом приобретает научно обоснованная стратегия инновационно ориентированной модели развития промышленности для обеспечения устойчивости социально-экономических систем Арктики. Разработка стратегических направлений позволит определять приоритеты устойчивого социально-экономического развития в регионах Арктики на средне- и долгосрочную перспективу, принимать научно-обоснованные организационно-управленческие решения и сформировать направления инновационного развития для своевременного ответа на глобальные вызовы.
Исследование коррелирует с научным обоснованием выбора оптимальных решений ряда приоритетных задач ускорения технологического развития, определенных национальной программой «Приоритетное направление развития науки, технологий и техники РФ», Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года», Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, которые подтверждают теоретическую и практическую значимость указанной темы.
Поставленная тема представляет принципиальную новизну, оригинальность и особую значимость не только с научной, но и с практической точки зрения. |