1. | Наименование проекта | Обеспечение экологической безопасности акваторий российского арктического шельфа и повышение безопасности морских экосистем за счет внедрения методов и технологий, направленных на регламентацию и снижение их шумового загрязнения при промышленном и транспортном освоении |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 122120200016-3 |
3. | Исполнитель | Крыловский государственный научный центр |
4. | Ведомственная принадлежность | Минпромторг России |
5. | Заказчик | Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова |
6. | Вид финансирования | НОЦ |
7. | Вид НИОКТР | Прикладная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Рациональное природопользование |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения |
13. | Общее тематическое направление | Рациональное природопользование, климат, экология |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Цель работы – проведение натурных исследований техногенного подводного шума в арктических условиях для выявления степени воздействия шума на экологическую безопасность в рассматриваемой акватории. Объектом исследования являются характеристики техногенного подводного шума плавучего университета и выбранного объекта гражданской морской техники. В результате работы в соответствии с техническим заданием решены следующие задачи: -выбран объект гражданской морской техники в акваториях Северного морского пути, излучающий техногенный подводный шум; -проведено представление и классификация выбранного объекта гражданской морской техники по совокупности действующих источников техногенного подводного шума, присущих данному объекту; -проведен анализ зарубежных нормативных документов, регламентирующих параметры подводного шума и методики проведения натурных исследований; -сформирован комплекс экспериментальной аппаратуры; -разработан проект методики проведения натурного исследования собственного подводного шума арктического плавучего университета; -разработан проект методики проведения натурного исследования техногенного подводного шума выбранного объекта гражданской морской техники; -определен вид и порядок морских операций при измерениях параметров техногенного подводного шума выбранного объекта гражданской морской техники; -проведен анализ возможностей проведения натурных исследований с использованием действующих измерительных гидроакустических средств в ледовых условиях; -разработана дорожная карта проведения натурных исследований параметров техногенного подводного шума выбранного объекта гражданской морской техники с учетом маршрута движения арктического плавучего университета. Решение перечисленных выше задач позволит систематизировать существующие данные и подходы по оценке техногенного подводного шума и привлечь внимание научной общественности к проблеме шумового загрязнения, противоречащей доктрине сохранения природных ресурсов Российской Федерации. Полученные результаты исследований будут полезны для оценки влияния техногенного подводного шума на экологическую безопасность акваторий арктического региона. Новизна работы заключается в том, что будут разработаны проекты методик по измерению собственного подводного шума арктического плавучего университета и подводного шума выбранного объекта гражданской морской техники. |
17. | Начало проекта | 22.11.2022 |
18. | Завершение проекта | 15.12.2022 |