1. | Наименование проекта | Вопросы и проблемы формирования интермодального транспортно-логистического центра в Баренцрегионе |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 122053100056-1 |
3. | Исполнитель | Мурманский государственный технический университет |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - образование |
5. | Заказчик | Минобрнауки России |
6. | Вид финансирования | инициативная |
7. | Вид НИОКТР | Прикладная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Транспортные и космические системы |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии информационных, управляющих, навигационных систем |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
13. | Общее тематическое направление | Транспортно-логистические системы и инфраструктура |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | Арктическая инфраструктура |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Баренцрегион приобретает в настоящее время все большее значение как с экономической, так и с геостратегической точек зрения. Значительный промышленный потенциал арктического региона как источника минерально-сырьевых, в первую очередь энергетических ресурсов, требует новых подходов к планированию и созданию инфраструктуры, в том числе эффективной транспортной системы. Всем экспортно- ориентированным отраслям необходима устойчивая транспортная сеть как внутри региона, так и с выходом на международные рынки. С другой стороны в значительной степени повышенный интерес к Баренцеву региону связан с открывающимися логистическими (транспортными) возможностями региона как мирового перекрестка путей: юг-север, запад-восток. Это привело к новым требованиям к эффективным логистическим решениям для перемещения товаров и ресурсов в регион, из региона и через регион. В последние годы был предпринят ряд различных национальных инициатив, в том числе направленных на интеграцию международных глобальных транспортных маршрутов, направленных не только на экспорт сырья из богатого ресурсами Арктического региона, но и на формирование новых транспортных маршрутов, в том числе в сотрудничестве с перспективным СМП. Так, в частности, важным элементом российской транспортной стратегии является формирование международных транспортных узлов в России. Проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" включает строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива, в том числе создание круглогодичного глубоководного хаба – центра по переработке контейнерных, нефтяных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор "Север–Юг", а также развитие железнодорожной и дорожной инфраструктуры. Мурманск (в будущем Мурманский узел) соединен железной дорогой (Российские железные дороги) с Санкт-Петербургом и Балтийским морем соответственно. Железнодорожная инфраструктура в настоящее время имеет недостаточную пропускную способность, что создает значительные риски для развития Мурманского узла и транспортной безопасности российской части Баренцева региона. В то же время наблюдается масштабное развитие инфраструктуры и логистических возможностей незамерзающего порта Киркенес. С этой целью в Киркенесе создан интермодальный транспортно-логистический центр, призванный интегрировать Евроарктический транспортный коридор в глобальные транспортные маршруты. Наряду с этим ЕС, Финляндия и Норвегия также планируют создать "Арктический коридор" - кратчайший путь между Европой и Азией (http://arcticcorridor.fi /). В рамках проекта планируется создание транснациональной железной дороги, проходящей от Балтийского моря через территорию Финляндии, Норвегии в направлении Киркенеса и выхода на Северный морской путь (СМП). В контексте развития различных логистических инициатив планируемый проект направлен на формирование системного представления о потенциальных проблемах и их решениях для развития и функционирования Мурманского транспортного узла, как исходной точки Большого северного морского пути и транспортно-логистических хаба национального и международного масштаба. В рамках проекта будет впервые будет разработана и научно обоснована экономически эффективная, безопасная и экологичная система морского транспорта и логистики, а также интермодальные транспортные соединения между морем и сушей для Баренцева региона. |
17. | Начало проекта | 01.01.2022 |
18. | Завершение проекта | 31.12.2024 |