1. | Наименование проекта | Ледово-экзарационный рельеф Баренцево-Карского шельфа |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 122031400633-9 |
3. | Исполнитель | Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова |
4. | Ведомственная принадлежность | Росгидромет |
5. | Заказчик | РНФ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Поисковая НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Рациональное природопользование |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | Переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта |
13. | Общее тематическое направление | Рациональное природопользование, климат, экология |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | Арктическая океанология |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Ледово-экзарационный рельеф формируется при контакте дрейфующих ледяных образований (торосов и айсбергов) с морским дном. В результате формируются специфические формы – борозды выпахивания (если контакт с дном не останавливает дрейф ледяного образования) и котловины/ямы выдавливания (если контакт с дном останавливает дрейф ледяного образования, которое оказывается сидящим на мели). Айсберговая и ледовая опасность является природным риском освоения шельфа Арктики и Северного морского пути (СМП), неблагоприятно сказывающимся на строительстве и эксплуатации сооружений на Баренцево-Карском шельфе и следовании судов по трассе СМП. В связи с этим изучение и лучшее понимание процессов ледового выпахивания дна, особенно на фоне климатических изменений, стало актуальным в настоящее время как никогда. Именно этому посвящен настоящий проект, в рамках которого предполагается проведение комплексной съемки рельефа Баренцево-Карского шельфа с борта НИС «Академик Сергей Вавилов» с целью выявления следов ледового воздействия. Съемка дна будет проводиться гидролокатором бокового обзора, эхолотом и акустическим профилографом. Гидролокационная съемка позволит дешифрировать на дне количество ледово-экзарационных микроформ, их ширину и ориентировку. Эхолотный промер даст профиль и глубину борозд выпахивания и высоту бортиков обваловки. Акустический профилограф позволит получить разрез верхней части донных осадков и оценить степень заносимости борозд выпахивания. Повторные съемки рельефа дна на ключевых галсах и полигонах в ходе 3-х рейсов НИС «Академик Сергей Вавилов» позволят оценить динамику и интенсивность современного процесса выпахивания морского дна ледяными образованиями. Будут получены данные о количестве и размерах новообразованных форм ледово-экзарационного рельефа, что поможет судить о современной направленности процесса Одной из особенностей проекта является изучение возраста донных отложений и скорости осадконакопления в бороздах ледового выпахивания. Использование метода датирования осадков по активности избыточного 210Pb является научной новизной проекта, что позволит отделить друг от друга реликтовые и современные формы ледово-экзарационного рельефа, установить их характерные размеры, степень заносимости и приуроченность к разным глубинам и районам. Особое внимание будет уделено изучению районов образования айсбергов – вблизи фронтов выводных ледников, спускающихся в море. По результатам дешифрирования космоснимков и наблюдения за радио буями будут получены оценки айсбергового стока выводных ледников, пути дрейфа торосов, ледяных полей и айсбергов. Предполагается выявить взаимосвязь между морфологией следов, рельефом дна и формой фьордов (наличием порогов, изгибов, переуглублений и т.п.) и размерами айсбергов. Полученные в рамках проекта количественные оценки закономерностей пространственного распространения ледово-экзарационного рельефа в зависимости от внешних условий могут быть использованы при планировании стратегии хозяйственного освоения шельфа и при рекомендациях проектировщикам для улучшения инженерных решений при строительстве различных объектов на шельфе (трубопроводы, буровые и добычные платформы и т.д.). Выявление пространственно-временных закономерностей формирования ледово-экзарационного рельефа на шельфе позволит оценить влияние климатических изменений и колебаний уровня моря на процесс образования торосов и айсбергов, а, в дальнейшем, — разработать прогнозы их воздействия на дно при различных климатических сценариях. |
17. | Начало проекта | 23.03.2021 |
18. | Завершение проекта | 31.12.2024 |