12. |
Приоритет Стратегии НТР России |
Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений |
16. |
Аннотация |
Цель научного исследования: Научно-методическое обеспечение проведения и анализа оценки благополучия ребенка в Российской Федерации.
Цель 1 этапа – апробация индекса благополучия.
Актуальность темы связана с заявленной в Плане Правительства РФ мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, целью – обеспечения благополучия детей (2021-2027г.г.). В настоящее время разработана Концепция проведения оценки благополучия детей, определены домены, среди которых важнейшим является домен субъективного благополучия ребенка. Его оценка позволяет увидеть, насколько ребенок оценивает свою удовлетворенность своим положением. Это в свою очередь является информацией для оценки региональной политики, наряду с показателями доменов Здоровье, Образование, Материальное положение и пр.
Задачей настоящего периода является разработка операциональной модели проведения оценки благополучия детей в регионах и составления рейтингов, включая оценку субъективного благополучия детей социально уязвимых категорий: Дети с ОВЗ, дети-инвалиды, включая детей с ментальными нарушениями, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-мигранты, дети в закрытых школах/детских колониях, дети, проживающие на арктических территориях (малочисленные народы Севера), дети, обучающиеся в малокомплектных школах, дети, проживающие в экологически неблагополучных территориях или территориях, пострадавших от природных и техногенных катастроф и пр.
Апробация модели оценки благополучия в пилотных регионах позволит выявить ее особенности, связанные с возрастом, медицинским, образовательным и психологическим статусом ребенка, его детско-родителскими отношениями и пр. Данные работы подготовят проведения рейтинга всех субъектов РФ и участие в международном рейтинге, проводимом ЮНИСЕФ, что положительно скажется на социальном имидже России.
Оценка всех усилий на федеральном и региональном уровнях по обеспечению безопасности и благополучия детей в виде расчета Индекса благополучия являются эффективным ответом на большие вызовы современного детства на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук (СНТР п.20"ж").
Описание задач, предлагаемых к решению:
2022 г. Научно-методическое обеспечение проведения и анализа результатов оценки благополучия ребенка в Российской Федерации
1. Разработать операциональную модель проведения оценки благополучия детей в субъектах РФ.
2. Провести апробацию индекса благополучия детей не менее чем в 5 регионах
3. Провести обучающие вебинары для специалистов-оценщиков благополучия не менее чем в 5 субъектах РФ.
4. Провести оценку субъективного благополучия детей социально уязвимых категорий, из экологически неблагополучных регионов, малокомплектных сельских школ.
5. Провести международную конференцию по проблеме разработки и внедрения индекса благополучия, в том числе с участием стран СНГ, где уже внедрен индекс благополучия в государственную политику. Внести корректировку в систему оценки благополучия детей.
2023 г. Разработать научно-методические рекомендации по проведению оценки благополучия ребенка в Российской Федерации, включающие, в том числе процедуры проведения оценки. Провести всероссийскую конференцию с участием международных экспертов по проведению оценки благополучия. Обучить экспертов, которые будут проводить оценки в регионах, с помощью проведения обучающих, консультационных вебинаров.
2024 г. Провести оценку благополучия во всех субъектах Российской Федерации, составить рейтинг регионов на основании сбора статистической информации, проведения оценки субъективного благополучия различных категорий детского населения, расчета индекса благополучия.
Внести заключительные коррективы в научно-методические документы по оценке благополучия детей в Российской Федерации. Подготовить аналитический доклад о благополучии детей в Российской Федерации. Провести сравнение оценки и динамики ситуации в сфере детского благополучия с другими странами.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты и их возможная практическая
значимость (применимость).
2022 г.:
1. Будет разработана операциональная модель проведения оценки благополучия детей в субъектах РФ.
2. Будет проведена апробация индекса благополучия детей не менее чем в 5 регионах
3. Будут проведены обучающие вебинары для специалистов-оценщиков благополучия не менее чем в 5 субъектах РФ.
4. Будет проведена оценка субъективного благополучия детей социально уязвимых категорий, в том числе из экологически неблагополучных регионов, малокомплектных сельских школ (не менее 500 детей).
4. Будет проведена международная конференция по проблеме разработки и внедрения индекса благополучия, в том числе с участием стран СНГ, где уже внедрен индекс благополучия в государственную политику (число участников не менее 120 чел.). Будет внесена корректировка в систему оценки благополучия детей по итогам апробации.
2023 г.: Будет разработано научно-методическое обоснование системы оценки благополучия ребенка в Российской Федерации и процедуры его проведения.
Будет проведена всероссийская конференция с участием международных экспертов по проведению оценки благополучия.
Будут проведены обучающие и консультационные вебинары для экспертов – оценщиков для проведения оценки благополучия в субъектах Российской Федерации.
2024 г.: Будет составлен аналитический отчет о благополучии детей в Российской Федерации, включающий рейтинг регионов на основании расчета индекса благополучия и результаты сравнении уровня благополучия детей в России с другими странами.
Будет проведена международная конференция по проблемам оценки благополучия детей.
Запланировано участие не менее чем в трех международных конференциях в других странах с презентацией результатов исследования. |