1. | Наименование проекта | Разработка технологии тактического и оперативного планирования и управления работой ледоколов и судов ледового плавания в условиях круглогодичной навигации по трассам Северного морского пути |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 122031400050-4 |
3. | Исполнитель | Крыловский государственный научный центр |
4. | Ведомственная принадлежность | Минпромторг России |
5. | Заказчик | РНФ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Транспортные и космические системы |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Нет данных |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
13. | Общее тематическое направление | Транспортно-логистические системы и инфраструктура |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | В последние годы наблюдается устойчивый тренд на активное развитие арктического судоходства как в направлении транспортировки минеральных ресурсов шельфа, так и в сфере развития транзитного плавания. Интенсификация судоходства в Арктике неизбежно сопряжена с необходимостью решения целого ряда научных задач, важное место среди которых занимают задачи прогнозирования ходовых качеств судов и караванов во льдах, поиска оптимальных маршрутов движения, а также планирования работы флота транспортных судов и ледоколов. Научное обеспечение решения этих задач сегодня существенно отстает от технического прогресса в области крупнотоннажного арктического судостроения. Действительно, в последние годы проектируются и строятся арктические транспортные суда и ледоколы, размеры и мощность которых уникальны, а научное обеспечение создания которых находится на достаточно высоком уровне. В тоже время, в практике планирования работы флота до сего дня используются достаточно консервативные подходы, не соответствующие уровню развития современных технологий, что снижает общую эффективность работы флота и приводит к недоиспользованию его потенциала. Развитие соответствующих интеллектуальных технологий планирования работы судов в Арктике является основной задачей предлагаемого проекта. Эта задача является актуальной и имеет большое прикладное значение. Принципиальной особенностью предлагаемого научного исследования является его междисциплинарный характер. Это обусловлено сущностью решаемой проблемы, которая включает в себя такие аспекты как ледовая ходкость судов, динамика ледовых условий, оптимальная маршрутизация судов во льдах, планирование и имитационное моделирование работы флота. В рамках Проекта 2017 коллективом авторов был поднят целый пласт научно-технических задач из этих направлений, причем решение многих из них производилось впервые. В то же время, выполнение Проекта 2017 продемонстрировало наукоемксоть и сложность исследуемой сферы, что обусловлено ее междисциплинарностью. Поэтому задачи, которые предлагается решить в рамках Проекта 2020 непосредственно связаны с задачами предыдущего проекта, углубляют и расширяют их. Целью этого является не только дальнейшее развитие отдельных направлений, но и повышение общего потенциала разрабатываемого методического аппарата за счет синергетического эффекта взаимодействия результатов из различных предметных областей. В рамках настоящего проекта коллективом исполнителей предлагается осуществить исследование следующих научных задач: 1. Создание комплекса новых физико-статистических моделей для стохастического описания динамики ледовых условий. 2. Разработка единой модели для прогнозирования параметров движения судов и караванов во льдах с использованием методов и подходов, разработанных в рамках Проекта 2017. 3. Развитие методов ледовой маршрутизации и алгоритмов оптимизационного планирования ледокольного сопровождения рейсов судов в рамках единого информационного и вычислительного контура. На основе решений этих задач формируется некий интегрированный методический подход, на основе которого может строиться информационное обеспечения современных ситуационных центров арктического судоходства. Таким образом, научная новизна предлагаемого исследования обусловлена его междисциплинарным характером и возможностью получения качественно новых результатов вследствие объединения методов и подходов из различных предметных областей. |
17. | Начало проекта | 15.05.2020 |
18. | Завершение проекта | 30.06.2022 |