12. |
Приоритет Стратегии НТР России |
Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
16. |
Аннотация |
Несмотря на стремление мирового сообщества сократить и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, наблюдается рост антропогенного загрязнения. В связи с потеплением климата эта ситуация еще больше усугубляется. В полярных регионах таяние вечной мерзлоты приводит к увеличению сброса пресных вод и терригенного материала тундры. Увеличение частоты выходов циклонов (тайфунов) на сушу повышает не только паводки, но и смывает накопленные загрязняющие вещества в море. Важным моментов является зафиксировать текущее состояние окружающей среды инструментальными методами. Сокращение льдов в арктических морях создает благоприятные условия для её освоения. Развитие Северного морского пути позволит России вести эффективную логистику внутри страны, но и также конкурировать на рынке мировых грузоперевозок из стран Азии в Европу, что приведет к интенсификации поступления загрязнителей на всём маршруте движения судов, включая и дальневосточные моря. Не стоит забывать и о трансграничном переносе загрязнителей по реке Амур. Её влияние на морское осадконакопление прослеживается до южных частей Охотского моря. В меньшей мере трансграничное влияние испытывают реки Туманная и Раздольная, но они также являются важными источниками поступления осадочного материала в Японское море.
Одним из главных загрязнителей являются тяжелые металлы (ТМ). Попав в водную среду, они перераспределяются в различных элементах водного объекта, аккумулируясь в различных компонентах экосистем, в том числе - в гидробионтах, что создает серьезную опасность для морской жизни. Основным поглотителем тяжелых металлов служат морские донные отложения. Поэтому донные отложения подходят для использования их как индикатора загрязнения при оценке и контроле состояния водных объектов, так как они находятся в постоянном обмене с водной средой и накапливают информацию о его историческом развитии. Благодаря историческим профилям можно получить информацию о накоплении металлов антропогенного и природного происхождения.
Основу данного проекта составят исследования коротких датированных кернов и поверхностного слоя донных отложений восточно-арктических и дальневосточных морей, а также прилегающей северо-западной части Тихого океана. Временной интервал для реконструкций охватывает последние 100-200 лет. В дополнение к этому будут изучены 2-3 керна донных отложений с датировками 5000-7000 лет для сравнения степени аккумуляции металлов в современное время по сравнению с прошлым, когда действовали исключительно природные факторы, будет проведена оценка влияния диагенеза в постседиментологической миграции химических элементов. Упор будет делаться на исследование тяжелых металлов первого и второго класса опасности (Hg, Zn, Cu, Pb, Cd, Ni), макроэлементов (Al, Si, Na, Ca, P, Ti) и, частично, редкоземельных элементов, иттрия, урана, тория. Будут поведены работы по механическому и химическому фракционированию, что позволит выявить особенности накопления и миграции химических элементов. Также будет исследован гранулометрический и минералогический составы донных отложений, оценена роль биогенного фактора на накопление тяжелых металлов на основе содержания биогенного кремнезема, органического углерода и его изотопа 13С. В результате выполнения проекта будут получены новые данные о распределении, форме нахождения и степени аккумуляции тяжелых металлов современных донных отложениях, накопленных за индустриальный период в окраинных морей Северо-Востока Азии.
Полученные данные будут представлять несомненный интерес для развития фундаментальных основ геоэкологии. В прикладном аспекте они будут весьма полезны для оценки и прогноза изменений окружающей среды под воздействием антропогенного загрязнения и глобального потепления, что в свою очередь позволит планировать хозяйственную деятельность на морских акваториях и побережье, в особенности для арктических морей, с минимизацией экологического ущерба. |