1. | Наименование проекта | Исследование явлений ветрового нагружения невращающихся лопастей несущего винта вертолета, с целью обеспечения их безопасной эксплуатации в условиях ветрового воздействия Арктической зоны |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А20-120111690072-0 |
3. | Исполнитель | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - образование |
5. | Заказчик | РФФИ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Транспортные и космические системы |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники |
10. | Критическая технология (основная) | Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | |
13. | Общее тематическое направление | Транспортно-логистические системы и инфраструктура |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Данный проект посвящён исследованию явлений ветрового нагружения невращающихся лопастей несущего винта вертолёта, с целью обеспечения их безопасной эксплуатации в условиях ветрового воздействия Арктической зоны. Изучению воздействия ветра на наземные сооружения уже давно уделяется большое внимание, т.к. ветер - это одно из наиболее опасных метеорологических явлений для ряда отраслей экономики и техники. До недавнего времени большая часть вертолетного парка эксплуатировалась в климатических зонах с умеренными ветрами, и возникающие случаи повреждения лопастей несущего винта из-за воздействия ветра небыли заметными на фоне общей статистики эксплуатирующихся вертолетов. Однако с началом их массовой эксплуатации в местах с сильным ветром, в т.ч. Арктической зоне, зоне с тяжелейшими природными условиями, такие повреждения стали возникать чаще. При этом эксплуатант несёт значительные финансовые потери, связанные с преждевременным списанием повреждённых лопастей из эксплуатации, а также вынужденного простоя вертолётов до момента покупки и установки нового комплекта лопастей. Формально, необходимость защиты лопастей от воздействия ветра на стоянке, обозначена в действующих авиационных правилах. Как показывает опыт эксплуатации вертолетов, в настоящее время задача защиты лопастей несущего винта от повреждений, связанных с воздействием ветра на стоянке остается нерешенной. Эти обстоятельства вызывают необходимость в проведении фундаментальных исследований направленных на выяснение физической картины ветрового нагружения лопасти - поиск и исследование основных факторов, влияющих на характеристики статической и усталостной прочности лопастей, их динамическую и статическую устойчивость. На текущий момент, авторами проекта уже исследован ряд фундаментальных вопросов ветрового нагружения лопастей, в ходе проекта будут решены вопросы обеспечения их динамической устойчивости и усталостной прочности (ресурса). А также создан обоснованный метод их проектирования, обеспечивающий требуемую безопасность эксплуатации. Исследования проводимые авторами проекта позволят широко использовать отечественные вертолеты в развитии Арктической зоны Российской Федерацией, а также на оффшорных работах (нефтегазодобывающих платформах на ряде шельфов российских морей). |
17. | Начало проекта | 01.09.2020 |
18. | Завершение проекта | 01.09.2022 |