1. | Наименование проекта | Исследование проблем информационного обеспечения необитаемых подводных аппаратов в условиях Арктики |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А16-116021850026-2 |
3. | Исполнитель | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - образование |
5. | Заказчик | РФФИ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Информационно-телекоммуникационные системы |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии информационных, управляющих, навигационных систем |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | |
13. | Общее тематическое направление | |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | При решении задач мониторинга морских акваторий активно применяются подводные аппараты (ПА). ПА являются эффективным инструментом при: освоении месторождений полезных ископаемых, обеспечении безопасности судоходства, наблюдении природных процессов и биологических явлений, мониторинге природных и антропогенных аномалий, предупреждении стихийных бедствий, техногенных катастроф и анализе экологических последствий хозяйственной деятельности человека. Традиционно для решения перечисленных выше задач использовались либо телеуправляемые ПА, либо аппараты с человеком на борту. Оба этих варианта применения подводных аппаратов обладают существенными недостатками. При этом в мировой морской практике в последнее время находят все более широкое применение автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА). Анализ опыта применения АНПА, позволяет утверждать, что ключевой проблемой при создании и эксплуатации такого рода систем является информационное обеспечение их работы. Применяющиеся на сегодняшний день методы информационного, прежде всего, навигационного обеспечения работы ПА во многом не могут быть использованы в условиях арктических акваторий. Успешность применения АНПА на основе существующих методов навигации и управления сильно зависит от наличия обеспечивающей инфраструктуры. В условиях же арктических акваторий создание такой инфраструктуры либо затруднено, либо вообще невозможно, прежде всего, из-за сложной ледовой обстановки. Повышение уровня информационного обеспечения АНПА при ограниченности обеспечивающей инфраструктуры возможно за счет применения новых методов построения навигационного комплекса, основанных на использовании новых типов измерительной информации и глубокой комплексной обработке всех поступающих в навигационный комплекс измерений. К новым типам измерительной информации относится, прежде всего, информация от системы технического зрения, основным измерительным элементом которой на борту АНПА может стать акустический гидролокатор. Повышение автономности навигационного комплекса неизбежно влечет за собой необходимость повышения его надежности, которое может быть описано в терминах повышения отказоустойчивости. В рамках проекта также предлагается исследовать и решить вопросы повышения отказоустойчивости навигационного обеспечения на основе новых методов комплексной обработки навигационной информации. Таким образом, проект направлен на повышение уровня информационного обеспечения автономных необитаемых подводных аппаратов в условиях арктических акваторий. |
17. | Начало проекта | 01.01.2016 |
18. | Завершение проекта | 31.12.2018 |