Информация о проекте

1. Наименование проекта Физические модели экстремальных морских погодных явлений, обусловленных изменением климата арктической зоны в первой половине XXI века
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А18-118061590095-3
3. Исполнитель ФИЦ Институт прикладной физики РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Проект направлен на разработку и верификацию физических моделей морских экстремальных погодных явлений в арктической зоне, обусловленных изменением климата в первой половине XXI века. Изменение климата арктической зоны тесно связано с эпизодами неблагоприятных погодных условий, в частности аномально сильным ветром. С одной стороны, экстремальные циклоны, которые в зимний период вторгаются в арктическую зону из Северной Атлантики, увеличивают потоки тепла и влаги в высокие широты, и вызывают сокращение ледового покрова. С другой стороны, снижение площади морских льдов, вызывает изменение климатологии полярных депрессий (ПД) или полярных мезоциклонов, интенсивных атмосферных вихрей, формирующихся при вторжениях холодного воздуха из центральных районов Арктики или с суши в области океана, свободные ото льда. Сокращение их числа в западном секторе Арктики за счет изменения атмосферной циркуляции сопровождается их появлением над акваториями морей в Восточном секторе Арктики, которые ранее были покрыты льдом. Для арктических штормов типичны интенсивные осадки, резко снижающие видимость, высокие волны и экстремальные штормовые нагрузки, представляющие большую опасность для коммерческого и пассажирского судоходства, а также для нефтедобычи с морских платформ. Подобные эпизоды неблагоприятных погодных условий из-за их быстрого развития плохо предсказуемы современными моделями. В результате выполнения проекта будет предложено многослойное сквозное описание свойств экстремальных явлений погоды в высоких широтах на различных масштабах. При этом будут определены особенности и неизвестные свойства элементарных физических явлений в пограничных слоях атмосферы и океана в условиях низких температур, в том числе с учетом сложной динамики, связанной с образованием брызг и пены при обрушении поверхностных волн при сильном ветре, а также с присутствием осадков и ледового покрова. Будут предложены новые параметризации турбулентных потоков и параметров шероховатости для импульса, тепла и влаги с учетом комплексной реологии, обусловленной многофазностью и фазовыми переходами (испарением и конденсацией, кристаллизацией и плавлением). Будут выявлены особенности поверхностного волнения в условиях Арктики при экстремальном ветре, будет выяснено, как воздействует лед различной сплоченности на поверхностные волны, и при каких условиях волны могут разрушать лед. На основании новых моделей замыкания турбулентности и параметризации турбулентных потоков будут созданы новые инструменты для аппроксимации турбулентности и планетарного пограничного слоя в численных моделях прогноза погоды и климата. Разработанные в проекте параметризации турбулентных потоков и шероховатостей тепла и импульса будут применены для моделирования атмосферных явлений с помощью мезомасштабных моделей циркуляции атмосферы и для оценки климатических эффектов, связанных с экстремальными погодными явлениями в арктической зоне. Новые фундаментальные результаты проекта связаны, прежде всего, с выяснением неизвестных физических свойств мелкомасштабных процессов в условиях низких температур, ответственных за процессы переноса между океаном и атмосферой при сильном ветре. С прикладной точки зрения ожидаемые результаты направлены на улучшение предсказуемости климата Арктики и эпизодов неблагоприятной погоды, а значит, на повышение безопасности освоения Арктики.
17. Начало проекта 31.05.2018
18. Завершение проекта 31.12.2020