Информация о проекте

1. Наименование проекта Исследование влияния ледовых условий на возможность всплытия подводных судов в ледяном покрове
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А18-118042490014-4
3. Исполнитель Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Актуальность работы связана с поиском новых методов обеспечения безопасности подледного плавания подводных судов, в первую очередь, зависящей от быстроты и безопасности всплытия субмарин в различных ледовых условиях. Известно, что более чем в 60% районов подледного пространства Арктики безопасные условия для всплытия традиционным методом, то есть путем статического нагружения льда снизу, отсутствуют. Посредством возбуждения изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове субмариной можно добиться частичного или полного разрушения льда, что позволит подводным судам всплывать в более толстом льду, чем при традиционном способе разрушения ледяного покрова. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию влияния различных ледовых условий (глубины акватории и переменности наклона дна), наличия во льду неоднородностей (свободной кромки, торосов, снежного покрова, внутренних сил сжатия и растяжения) и режимов движения подводных судов различных проектов (пр. 971, пр. 667БДРМ, пр. 949А) на эффективность разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами. Проводится анализ влияния рассматриваемых факторов на напряженно-деформированное состояние льда и ледоразрушающую способность изгибно-гравитационных волн, генерируемых от движения субмарин вблизи нижней поверхности льда. Анализируется целесообразность использования предложенного метода субмаринами различных проектов, находящихся в эксплуатации, по сравнению с традиционным методом всплытия. Для проведения экспериментальных исследований планируется использовать ледовый опытовый бассейн. Все экспериментальные исследования будут выполнены впервые. На основе имеющихся у коллектива заделов будут разработаны аналитические и численные модели для определения напряженно-деформированного состояния льда с заданными физико-механическими свойствами с учетом его неоднородностей при движении субмарин в различной ледовой обстановке.
17. Начало проекта 20.02.2018
18. Завершение проекта 31.12.2018