Информация о проекте

1. Наименование проекта Нефтяные загрязнения и молодой морской лёд в Баренцевом море: распознавание, определение характеристик и картографирование методами дистанционного зондирования с помощью РСА
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А18-118022190150-4
3. Исполнитель Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Настоящий российско-норвежский проект посвящен решению одной из важных геоэкологических проблем Баренцева моря, а именно исследованию уровня загрязненности моря нефтью и нефтепродуктами. В качестве основного метода исследования, пригодного в сложных физико-географических условиях моря, выбран метод дистанционного зондирования Земли с использованием радиолокаторов с синтезированной апертурой (РСА). В связи с этим главная задача проекта – обнаружение и идентификация пленочных загрязнений моря (нефть, нефтепродукты, судовые разливы), а также прочих видов производственных сбросов с объектов морского нефтегазового комплекса (НГК) по спутниковым радиолокационным изображениям (РЛИ). Впервые будет проведен совместный анализ долговременных рядов радиолокационных спутниковых наблюдений и данных in-situ о загрязнении Баренцева моря нефтью и нефтепродуктами в районах расположения морских объектов НГК. В рамках второй задачи – исследование радиолокационных сигнатур молодого морского льда, который в период ледостава мешает обнаружению пятен нефти, определение его поляризационных характеристик и разработка научно-обоснованных подходов к различению радиолокационных сигнатур льда и сигнатур нефтяных загрязнений. Планируется проведение ряда экспериментальных исследований, в том числе исследование возможностей различных современных РСА-систем и их продуктов, с целью получения набора очевидных характеристик морского льда для их использования в системах мониторинга. Новизна и актуальность подхода, предлагаемого в проекте, состоит в том, что данные задачи предполагается решить на основе имеющихся у российской и норвежской групп идей и разработок, касающихся обработки поляризационных РЛИ с учетом современных моделей рассеяния электромагнитного сигнала на морской поверхности и поверхности морского льда. Используя данные наработки впервые будут исследованы возможности применения РЛИ с широкой полосой обзора, средним пространственным разрешением, относительно высоким уровнем фонового шума и меньшим набором поляризационных компонент для классификации основных типов пленочных загрязнений и видов молодого морского льда. Помимо этого будет проведено обобщение поляриметрических свойств и характеристик различных видов молодого морского льда и основных типов пленочных загрязнений, полученных из данных различных космических РСА. В рамках проекта будет продолжен сбор, обработка и анализ РЛИ с целью картографирования и уточнения пространственно-временных характеристик пленочного загрязнения Баренцева моря с использованием геоинформационного подхода и анализа массива РЛИ российских и норвежских участников проекта. Впервые будут получены интегральные карты пространственно-временного распределения пленочных загрязнений, охватывающие все море, его российский и норвежский сектора. Особое внимание будет уделено мониторингу загрязнений прибрежных зон моря и зон арктических архипелагов. В итоге это позволит выявить основные источники нефтяного загрязнения Баренцева моря, уточнить районирование акватории по степени подверженности нефтяному загрязнению и более четко оконтурить зоны риска с учетом инфраструктуры морского НГК, положения судоходных трасс, других антропогенных факторов, а также физико-географических особенностей моря. Полученные данные, информация и результаты будут систематизированы и выложены на геопортал (http://projects.scanex.ru/BarentsSea/).
17. Начало проекта 01.01.2018
18. Завершение проекта 31.12.2020