Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка новых композиционных материалов повышенной прочности на основе льда
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 124032600083-5
3. Исполнитель Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии
16. Аннотация В виду отсутствия развитой транспортной инфраструктуры в Арктическом регионе, Сибири и на Дальнем Востоке, ледяной покров часто используется в качестве грузонесущих платформ, ледовых переправ и зимних аэродромов. Подобные сооружения устраивают в условиях достаточно суровой зимы с устойчивыми отрицательными температурами воздуха, при этом лед должен обладать высокой прочностью и грузоподъемностью. Если толщина ледяного покрова не достаточна для его безопасной эксплуатации, используют различные традиционные методы повышения его несущей способности (намораживание льда, усиление его деревянным колейным настилом и пр.). Практический опыт показывает, что физико-механические свойства ледяного покрова, усиленного данными методами, могут сильно зависеть от различных внешних и погодных факторов. Кроме того, лед не является прочным материалом и при отсутствии упругого основания (воды) способен разрушаться под собственным весом. Таким образом, несущая способность сплошного льда в основном определяется силами поддержания упругого основания. В связи с этим, перспективным направлением исследований является разработка новых технологий упрочнения относительно тонкого ледяного покрова толщиной до 0.4 м. Для этой цели могут быть использованы различные способы упрочнения как в виде внедрения в лед стержневых элементов с различными физико-механическими свойствами, так и использование плоских, пространственных и цилиндрических каркасов. Ледяной покров в этом случае будет рассматриваться как композитный материал повышенной прочности, который даже при предельных нагрузках, вызывающих трещинообразование, позволит сохранять несущую способность, благодаря обеспечению сплошности и соответственно более эффективному использованию сил поддержания воды при нагружении. В ходе реализации проекта будет выполнен экспериментально-теоретический анализ напряженно-деформированного состояния композиционных материалов разработанных на основе льда, усиленного армирующими каркасами и элементами с различными физико-механическими свойствами. На основе имеющихся авторских разработок предложена численная модель динамики разрушения композиционных образцов при различных скоростях нагружения и с учетом ледовых условий, в которых функционирует ледяное сооружение. С помощью критерия ледоразрушения выполнена оценка несущей способности армированного ледяного покрова. Проанализировано напряженно-деформированное состояние от момента зарождения трещин до их полного раскрытия и потери несущей способности льда, характер работы армирующих элементов. Для проверки работоспособности предложенного алгоритма выполнены серии модельных экспериментов по разрушению предложенных образцов на специальном нагружающем стенде и в опытовом ледовом бассейне.
17. Начало проекта 06.02.2024
18. Завершение проекта 31.12.2024