Информация о проекте

1. Наименование проекта Математическое моделирование динамики движения скоростных судов с аэростатической и аэродинамической разгрузкой
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123110100039-3
3. Исполнитель Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Нет
16. Аннотация Скоростные суда с аэростатической и аэродинамической разгрузкой становятся все более востребованными в связи с развитием транспорта в труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока, а также в связи с освоением Арктики. К фундаментальным задачам, решение которых необходимо для скорейшего развития данного вида транспорта, относятся задачи обеспечения высокого уровня мореходности, маневренности, снижения вертикальных колебаний (“cobblestone oscillations”). В данном проекте будет построена и реализована в виде программы математическая модель динамики таких судов. Взаимодействие скегов с волной, в том числе разрушение волны, будет моделироваться с помощью метода дискретных вихрей в нестационарной постановке по схеме Кармана-Сирса. Давление в области воздушной подушки будет определено в соответствии с балансом массы воздуха в зоне повышенного давления с введением ряда уточняющих членов, полученных по результатам CFD-моделирования. По сравнению с имеющимися аналогами предлагаемая нами модель является более общей: в ней будет учтена возможность деформирования скега как замкнутой пневмооболочки, а волна будет считаться пространственной и нерегулярной. Кроме того, предполагается использование более простых и вычислительно более экономичных методов. Быстродействие предложенной модели означает, что она может быть положена в основу тренажера для экипажей таких судов. Построенная модель будет применена для проведения оценки характеристик динамики существующих и перспективных моделей судов с аэростатической и аэродинамической разгрузкой. Будут даны рекомендации по улучшению характеристик устойчивости, снижению размахов перегрузок и качки.
17. Начало проекта 08.08.2023
18. Завершение проекта 30.06.2025