Информация о проекте

1. Наименование проекта Передовые цифровые, интеллектуальные технологии в моделировании, проектировании и управлении
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123101000076-7
3. Исполнитель Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Информационно-телекоммуникационные системы
10. Критическая технология (основная) Технологии информационных, управляющих, навигационных систем
11. Критическая технология (дополнительная) Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта
12. Приоритет Стратегии НТР России Переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта
13. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Робототехника
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Нет
16. Аннотация В рамках выполнения стратегического проекта "Передовые цифровые, интеллектуальные технологии в моделировании, проектировании и управлении" программы развития СПбГМТУ (финансирование за счет средств грант в форме субсидии "Приоритет-2030" № 075-2021-1206 от 30.09.2021) проводятся НИОКР и реализуются следующие проекты: 1. Развитие цифровых технологий проектирования и управления с применением техно-логий искусственного интеллекта и машинного обучения. Задачи: разработка решений в области цифровых промышленных технологий (ЦПТ) с применением искусственного интеллекта (ИИ), систем технического зрения и промышленного «интернета вещей», обеспечивающих цифровую трансформацию производства; создание интеллектуальных систем управления для промышленных робототехнических комплексов, коллаборативной робототехники, обеспечивающих оптимальное траекторное планирование и управление движением в условиях недетерминированной среды и возмущений с расширением рабочего пространства; применение технологий ИИ для решения задач моделирования, проектирования. 2. Математическое и физическое моделирование сложных физических и технических процессов и систем, создание тренажёрных систем. Задачи: математическое и физическое моделирование движения объектов в сплошных средах с учетом стратификации, кавитации, возмущений; численное и физическое моделирование отрывных и вихревых течений в окрестности составных объектов сложной геометрии; численное моделирование интенсификации теплообмена в мультимасштабных многофазных средах с учетом горения применительно к энергетическим установкам корабельных систем, приборам микроэлектроники и системам пожаротушения; разработка имитационных и тренажерных систем для отработки новых технических решений и подготовки персонала. Верификация и валидация разрабатываемых отечественных пакетов моделирования физико-технических и химико-технологических процессов выполняется на имеющихся и специально созданных лабораторных экспериментальных стендах. 3. Создание на базе отечественного программного обеспечения технологии автоматизированного проектирования конструкций корпуса перспективных арктических судов (крупнотоннажных танкеров, газовозов, контейнеровозов). Задачи: разработка методологии автоматизированного проектирования конструкций корпуса перспективных судов арктического класса; разработка программного обеспечения для решения задач проектирования конструкций различного иерархического уровня с использованием методов оптимизации; разработка программного обеспечения для решения задач проектирования конструкций корпуса судна с учётом сложности геометрического и структурного моделирования конструкции; тестирование и сертификация программного обеспечения в Российском морском регистре судоходства. 4. Разработка комплексной методики оценки риска аварий судов и сооружений с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) и разработка оптимальной защитной оболочки ядерных энергетических установок ледоколов и плавучих энергетических станций. Задачи: анализ аварийных ситуаций и определение угроз, влияющих на риски возникновения аварийных ситуаций судов и сооружений с ядерной энергетической установкой; методы оценки уязвимости и масштабов разрушений конструктивных элементов защитной оболочки ЯЭУ; разработка и реализация мер в области обеспечения безопасности судов и сооружений с ЯЭУ, эксплуатирующихся в арктическом регионе. 5. Создание цифровой платформы проектирования оптимальных конструкций из полимерных композиционных материалов, эксплуатирующихся в условиях низких температур с заданными свойствами надежности и экономической эффективности. Задачи: анализа и экспериментальных исследований физико-механических свойств и механизмов разрушения композиционных материалов при низких температурах; математическое моделирование предельных состояний конструктивных элементов из полимерных композиционных материалов с целью повышения надежности конструкций; методы и средства многокритериальной оптимизации для определения и обоснования концептуальной схемы силовых конструкций из ПКМ в условиях низких температур.
17. Начало проекта 01.01.2023
18. Завершение проекта 31.12.2023