Информация о проекте

1. Наименование проекта Оценка рисков опасных явлений для инфраструктуры Магаданской области, вызванных климатически- и антропогенно-обусловленной трансформацией многолетнемерзлых пород
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123083000051-3
3. Исполнитель Северо-Восточный государственный университет
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Нет данных
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Общее тематическое направление Рациональное природопользование, климат, экология
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Метеорология и мониторинг окружающей среды
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Нет
16. Аннотация В настоящее время на территории России происходит существенное изменение климата. Наиболее быстрые изменения наблюдаются в зоне распространения многолетнемерзлых грунтов (ММГ), которая занимает 65.5% всей площади страны (11.2 из 17 млн км2) (Отчет об особенностях климата…, 2017). Особенно выраженные изменения прослеживаются в Арктической зоне, где среднегодовая температура приземного воздуха за 1980-2012 гг. увеличилась на 0.5-2.2℃ (Порфирьев и др., 2019). Они обуславливают деградацию многолетней мерзлоты, изменения характеристик талых и мерзлых грунтов, их несущей способности (Российская Арктика…, 2014), что, в свою очередь, приводит к снижению устойчивости зданий и сооружений (Romanovsky et al., 2015). Изменение прочности ММГ, их несущей способности, водопроницаемости в условиях потепления климата могут сопровождаться такими деструктивными криогенными процессами, как пучение и просадка грунтов, явлениями термоэрозии, солифлюкции и другими термомеханическими деформациями, осложняющими строительство и эксплуатацию зданий и сооружений. Многие сооружения построены на свайных фундаментах, когда ММГ используются в качестве оснований и рассчитаны на эксплуатацию в определенных температурных условиях. При оттаивании ММГ изменяются их физико-механические свойства, что, в конечном счете, уменьшает несущую способность фундаментов, приводя к повреждению построенных на них сооружений. Не менее серьезную угрозу представляет оттаивание льдонасыщенных грунтов. Таяние содержащегося в грунте льда сопровождается просадками поверхности и развитием опасных мерзлотных процессов: термокарста, термоэрозии и др. Прогнозируемые изменения климата на территории регионов с наличием ММГ к середине 21 века затронут 54% всех жилых зданий, общей стоимостью 1.2 трлн руб. и более 20% всех коммерческих и промышленных сооружений, с суммарным ущербом от этих изменений и ликвидацией последствий примерно в 5 трлн руб. (Streletskiy et al., 2019). Регионы, расположенные в зоне ММГ, играют ключевую роль в структуре российской экономики, т.к. содержат огромные запасы природных ресурсов. Освоение природных ресурсов влечёт за собой масштабное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры. Таким образом, наблюдающиеся изменения климата превратили огромную территорию в зону повышенного инвестиционного риска. Для продолжения экономически оправданного и экологически безопасного освоения территорий необходимо учитывать возможный ущерб в результате деградации ММГ. Одним из стратегически важных регионов России является Магаданская область. Область по масштабам прогнозных ресурсов коренного золота занимает второе место в России после Республики Саха (Якутия) (Справка о состоянии и перспективах использования минерально-сырьевой базы Магаданской области, от 14.01.2021 г. № 049-00016-21-00). Несмотря на суровость климата и практически повсеместное распространение ММГ, территория Магаданской области в настоящее время не относится к Арктической зоне (АЗ) Российской Федерации. Именно для АЗ в основном публикуются расчетные прогнозы процессов деградации ММГ и оценки ущербов, связанных с деформацией существующей и проектируемой инфраструктуры (Snow, Water, Ice and Permafrost in the Arctic (SWIPA), 2017; Спорышев и др., 2016; Российская Арктика…, 2014; Стрелецкий и др., 2012; Instanes, Anisimov, 2008; Kattsov et al., 2017; Anisimov et al., 2013). Более 98% территории Магаданской области расположена в зоне распространения ММГ. Несмотря на то, что Магаданская область не находится в таком фокусе внимания, как регионы развития топливно-энергетического комплекса (например, Западная Сибирь), очевидно, что проблемы, связанные с деградацией ММГ, характерны и для нашего региона. Например, изменения условий залегания ММГ стали причиной деформации здания Магаданского аэропорта, а каждый год более интенсивное оттаивание ледяных линз является причиной деформации и разрушения дорожного покрытия, жилых зданий и инфраструктуры (https://kolyma.ru/press/41528-na-chem-stoim-vechnaya-merzlota-taet.html). За последние 50 лет на Северо-Востоке (включая Чукотский п-ов, Магаданскую обл., Восточную Якутию) температура воздуха выросла в среднем на +2.2℃, а температура грунта на глубине 80 см по данным метеорологических станций региона с длительным рядом наблюдений на +1.7℃ (Makarieva et al., 2019). Согласно одному из климатических сценариев (RCP8.5) прогноза CMIP 5, к 2050 году в Магаданской области в среднем глубина протаивания увеличится на 0.5 м (с максимальными значениями до 0.6 м), несущая способность грунтов уменьшится в среднем на 23% (от 4% до 42%), а их просадка в среднем составит 15 см (от 3 до 24 см). При этом 26% всей инфраструктуры Магаданской области окажется в зоне геокриологических рисков, а общая стоимость ущерба от деградации мерзлоты к 2050 году достигнет около 60 млрд рублей (цены 2016 года) (Streletskiy et al., 2019). Дорожная инфраструктура играет значительную роль в формировании экономического потенциала Магаданской области и одновременно характеризуется высокой уязвимостью к последствиям изменения климата. В настоящий момент автомобильный транспорт является практически единственным видом транспорта для перевозки грузов в удаленные районы региона, а также обеспечения горнопромышленного комплекса. В 2017 г. объем перевезенного груза составил около 2.2 млн. т. Затраты на восстановление и поддержание устойчивого функционирования региональной дорожной инфраструктуры в связи с риском протаивания и деградации ММГ по сравнению с 2018 годом удвоятся к 2050 году и составят 1.2-1.8 млрд рублей в год в зависимости от сценарных прогнозов (цены 2018 года) (Порфирьев и др., 2019). Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта предусмотрено строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан, стоимость проекта оценивается в 1,6 трлн. рублей. В связи с возведением железной дороги планируется строительство асфальтированных дорог, мостов и другой сопутствующей инфраструктуры. Последствия климатических изменений влияют на проекты новых и эксплуатацию существующих объектов железнодорожной инфраструктуры вследствие появления просадок, затопления и заболачивания территорий и других негативных явлений, которые сказываются на устойчивости сооружений (Бушуев и др., 2019). Проектирование новых объектов требует не только учета множества различных факторов, к которым относят климатические, геокриологические, инженерно-геологические и гидрологические условия в районе проектирования, но и прогноза их развития на перспективу. С учетом значительной стоимости проектов необходимы актуальные данные о состоянии ММГ, а также прогноз опасных природных явлений, связанных с изменением климата и деградацией мерзлоты. К геокриологическим явлениям, характерным для Магаданской области, относятся наледи. Наледи создают опасные ситуации для функционирования транспортных средств и инженерных сооружений. Опасность возникает не только зимой в процессе излияния, растекания и намораживания наледных вод, но и в теплый период года в результате разрушения наледного льда и развития сопутствующих мерзлотно-геологических и гидрологических явлений. В комплекс опасных процессов и явлений входят: затопление и подтопление территории в условиях отрицательных температур воздуха, статическое и динамическое давление льда, его пучение, обрушение, осадка, надвиги и сползание; образование ледовых плотин и барьеров, непредвиденных каналов стока; закупорка водопропускных труб и мостовых пролетов; формирование бугров и площадей пучения, пластов и линз подземного льда, термокарст и термоэрозия и пр. В Магаданской области ежегодно проводятся противоналедные работы, часто уже после причинения ущерба инфраструктуре, что приводит к большим затратам средств, материалов, техники и рабочего времени. Так в 2022 г. мероприятия по очистке дорожного полотна от наледи были выполнены по трассе Палатка-Кулу-Нексикан, межмуниципальным дорогам Магадан-Балаганное-Талон и Герба-Омсукчан. На федеральной трасе Р504 «Колыма» наледь вышла на обочину и проезжую часть, а также создала давление в подмостовой зоне. На некоторых участках трассы, а также на ледовой переправе через р. Яна, проезд приостанавливался на время устранения наледного льда. Наледи приносят экономический ущерб не только в зимний период, но и вначале теплого времени года. Так, в поселках Уптар, Сокол, Палатка, микрорайонах Солнечный, Снежный и др. во время половодья сохранившиеся наледи создают подпор, и талая вода идет поверх льда, затапливая близлежащие территории. Так, в 2015 г. мост через реку Красавица в пос. Стекольный сильно деформировался от давления большой наледи, в связи с чем был снесен и возведен новый; в 2016 году были разрушены дачные домики в микрорайоне Солнечный, в Хасынском районе подтоплены дома частного сектора; в 2020 г. река Палатка вышла из берегов из-за быстро растаявшей наледи, что способствовало нанесению ущерба дачам; в 2021 г. дренажная труба в пос. Уптар была забита наледным льдом, из-за чего талые воды пошли по поверхности земли. Успешные методы борьбы с наледями могут быть разработаны на основе информации о инженерно-геологических, гидрологических и мерзлотно-грунтовых условиях мест их развития. Только на основании специальных данных могут быть составлены рациональные противоналедные мероприятия, которые позволят уменьшить экономический ущерб от опасного природного явления. Магаданская область занимает первое место в России по добыче россыпного золота (Добыча..., 2022). Золотодобыча на россыпных месторождениях сопровождается значительным воздействием на природную среду, в частности загрязнением рек взвешенными веществами (Чупаченко, 2020; Gallo Corredor et al., 2021) и тяжелыми металлами (Радомская, Радомский, 2014; Jarsjö et al., 2017), нарушением ландшафтов. В регионах с суровым климатом и сплошным распространением ММГ, к числу которых относится Магаданская область, восстановление ландшафтов на нарушенных участках занимает продолжительное время, что усугубляет перечисленные проблемы. Это связано с существенным изменением геокриологических условий нарушенных полигонов, антропогенным изменением таликовых зон и процессов водообмена в долинах рек. Экологическое состояние нарушенных ландшафтов определяется характером проявления криогенных процессов – термокарста, солифлюкции, морозного пучения (Иванов, 2013). Однако основное воздействие, связанное с дражной добычей золота, происходит в долинах рек, русла которых подвергаются значительной деформации. Многочисленные пруды-отстойники и русловая сеть антропогенного происхождения подвержены процессам заиливания и заболачивания. Образуются дамбы, которые в периоды интенсивных осадков прорываются и приводят к формированию катастрофических паводков. Одним из проблемных населенных пунктов Магаданской области в этом отношении является г. Сусуман, где в последние годы катастрофические наводнения наблюдались в 2016 и 2019 гг. В настоящем проекте предлагается провести количественную оценку вкладов климатических изменений и антропогенного воздействия (нарушение ландшафтов речных долин и деформация русел) в формирование опасных гидрологических явлений на примере р. Берелех (Сусуман). Это позволит оценить возможный ущерб от несвоевременных мер рекультивации речных долин и разработать рекомендации по снижению рисков затопления и минимизации ущерба. В проекте будут рассмотрены три типа опасных природных явлений, обусловленных как изменением климата и трансформацией ММГ, так и антропогенным воздействием. В связи с активным развитием регионов Дальнего Востока возрастает актуальность исследования взаимодействия инфраструктуры и природных систем. Изменения климата способствуют усилению природных и техногенных рисков, влияющих на безопасное и эффективное развитие инфраструктуры и социально-экономические процессы. Исследование посвящено разработке обоснованных стратегий адаптации Магаданской области к неблагоприятным изменениям климата и их последствиям для минимизации природных и техногенных рисков и обеспечения его устойчивого развития. В настоящем проекте будут рассматриваться риски, связанные с тремя взаимосвязанными компонентами природной системы – мерзлоты, ландшафтов и гидрологического режима поверхностных и подземных вод. Исследование и построение функциональных зависимостей между факторами среды и состоянием природных и техногенных систем, оценка допустимых уровней воздействия на их отдельные компоненты требуют комплексного анализа актуальных данных наблюдений и результатов математического моделирования, которые и станут основой данного проекта. Практическая значимость исследования связана с ориентацией долгосрочного развития Магаданской области на обеспечение приемлемого уровня рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. Это сопряжено с необходимостью мониторинга, исследований и всестороннего учета природно-климатических факторов в условиях изменения климата, а также с введением в показатели прогнозного развития региона параметров стратегических рисков, отражающих непрерывное расширение спектра угроз, вызовов, аварий и катастроф.
17. Начало проекта 01.06.2023
18. Завершение проекта 31.12.2025