Информация о проекте

1. Наименование проекта Многофакторный анализ зарождения и распространения трещин в сварных металлоконструкциях, эксплуатируемых в арктических условиях
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123051800025-5
3. Исполнитель Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Общее тематическое направление Транспортно-логистические системы и инфраструктура
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Промышленное развитие северных территорий требует применения металлических инженерных конструкций, эксплуатируемых при низких температурах. Создание точных моделей для предсказания работоспособности сварных конструкций в условиях низких температур и валидация новых моделей на результатах лабораторного эксперимента – актуальная задача для Российской Федерации. В рамках представленного Проекта года планируется значительно повысить точность компьютерного моделирования процессов разрушения сварных конструкций благодаря явному учёту эволюции микроструктуры материала, а также с помощью усовершенствованных методик проведения лабораторных экспериментов. В частности, большой объём данных по эволюции микроструктуры будет получен методами рентгеновской томографии высокого разрешения, а схемы делокализации повреждённости будут основаны на детальных экспериментальных данных о зарождении, росте и объединении микродефектов материала. В дополнение к усовершенствованной схеме делокализации, предсказательная сила нелокальных моделей будет значительно повышена благодаря учёту анизотропии упругих свойств повреждённого материала. Для достижения заявленной цели требуется отработать методики проведения макро- и микро-эксперимента. Для этого будут созданы новые типы захватов, позволяющие реализовать многоосное напряжённое состояние на стандартной разрывной машине, а также будут отработаны новые геометрии образцов. Будут отработаны приёмы проведения экспериментов in-situ «под пучком». Для того чтобы нелинейные краевые задачи решались за приемлемое время, для новых нелокальных моделей будут разработаны эффективные и надёжные вычислительные алгоритмы. Сопутствующая цель Проекта состоит в разработке уточнённой инженерной теории трещин, основанной на двухпараметрических критериях прочности. В пригодном для практического применения инженерном подходе за модель материала будет выбрана неклассическая модель разрушения, в которой кроме сплошного и разрушенного состояний имеется предразрушенное состояние материала. Для аналитических построений будет применена модель упругопластического материала, который разрушается при достижении некоторой критической деформации; при этом сама критическая деформация является функцией от инвариантов тензора напряжений. В результате, инженерная теория позволит построить диаграммы разрушения элементов конструкций при наличии трещин. Основные гипотезы и положения инженерной теории будут проверены в рамках лабораторных и численных экспериментов по разрушению сварных конструкций с концентраторами, а параметры инженерных формул будут откалиброваны по расширенным наборам экспериментальных данных. Синергетический эффект Проекта состоит в объединении в единый комплекс микроструктурно-обоснованных нелокальных моделей накопления повреждений, усовершенствованных методик проведения и интерпретации макро- и микро-экспериментов, инженерной теории трещин, а также эффективных вычислительных методов.
17. Начало проекта 01.01.2023
18. Завершение проекта 31.12.2025