Информация о проекте

1. Наименование проекта Теоретико-экспериментальное исследование механических и трибологических свойств новых слоистых материалов на основе морозостойких резин
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123051600007-3
3. Исполнитель Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта
13. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Разработка новых материалов для создания и усовершенствования машин, предназначенных для работы в северных регионах России, является важной проблемой. Эксплуатация техники показывает, что при длительном воздействии отрицательных температур производительность техники снижается примерно в 2 раза. При этом отказы техники часто связаны с неудовлетворительной работой узлов трения, изготовленных из высокоэластичных материалов, в частности, уплотнений. Причиной использования высокоэластичных материалов, чаще всего это резины, является необходимость герметизации и поглощения вибраций различной природы (в том числе, возникающих при трении). Однако, эластомерные материалы без специальных силовых элементов неработоспособны при высоких давлениях и скоростях скольжения. Нанесение покрытий является одним из основных методов модификации для обеспечения антифрикционных свойств, износостойкости, но в случае резин требования к этим покрытиям особенно высоки: помимо износостойкости и антифрикционных свойств - это способность выдерживать большие изгибные деформации и высокая степень сцепления на границе раздела. В рамках данного проекта предполагается исследовать новый класс двухслойных материалов – морозостойкие резины с покрытием из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ). Технология соединения двух этих полимеров, очень отличающихся по свойствам, обеспечивает необходимую степень сцепления, а СВМПЭ может рассматриваться как износостойкий антифрикционный материал. Оптимизация составов и рекомендации по использованию нового материала в узлах трения могут быть даны только после комплексного исследования его механических, реологических, триботехнических характеристик, механизмов разрушения в условиях фрикционного взаимодействия, в том числе в условиях перепада температур, характерных для регионов Арктики.
17. Начало проекта 01.04.2023
18. Завершение проекта 31.12.2025