Информация о проекте

1. Наименование проекта Создание научных основ технологии получения депрессорно-диспергирующих присадок для производства зимних дизельных топлив
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123012300045-9
3. Исполнитель Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования ГЗ
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения
13. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Топливные дистилляты, в частности газойль, дизельное топливо или бензин, получаемые в результате перегонки нефти, характеризуются различным содержанием парафинов в зависимости от происхождения сырой нефти. В условиях эксплуатации топлив при низких температурах происходит кристаллизация парафинов, что приводит к снижению текучести и фильтруемости топлив, и они становятся непригодными для использования в зимний сезон. Для предотвращения роста кристаллов н-парафинов в горючих топливах могут быть использованы соответствующие присадки депрессорного типа, улучшающие текучесть топлива. Наиболее распространенные депрессоры (полиметакрилаты, сополимеры винилацетата с этиленом и др.) снижают температуру застывания и предельную температуру фильтруемости дизельных топлив, расширяя температурный диапазон их использования. Особенно важна разработка жидких топлив с низкой температурой застывания для использования в технике, эксплуатируемой в регионах с полярным климатом (Арктика и Антарктика). С другой стороны, помимо снижения фильтруемости, кристаллизация парафинов приводит к расслоению топлив в условиях холодного хранения. Соединения, используемые в качестве диспергаторов парафинов, должны обладать поверхностной активностью в системе парафин-дизельное топливо. Согласно литературным данным, в качестве диспергаторов используются азотсодержащие органические производные – амиды карбоновых кислот, аммонийные соли неполных амидов, производные N-сукцинимида и др. Тем не менее, на сегодняшний день в литературе отсутствуют обоснованные механизмы действия диспергирующих и депрессорных присадок к топливам и маслам. Поэтому развитие научных основ дизайна высокоэффективных депрессорных и диспергирующих присадок к топливам является актуальным направлением, а поиск и оптимизация способов получения компонентов депрессорных и диспергирующих присадок к топливам и маслам остается актуальной задачей, при этом развитие данных областей будет способствовать поддержанию стабильности топливной и транспортной инфраструктуры страны в условиях зимнего периода. Разработка технологических решений в области получения присадок, предполагаемая в рамках проекта, является особенно востребованной в рамках стратегии импортозамещения, поскольку доля импортных многофункциональных присадок к топливам на рынке в Российской Федерации составляет около 95%. Таким образом, реализация проекта может придать импульс для создания и развития высокотехнологичного производства указанных продуктов на территории Российской Федерации.
17. Начало проекта 01.01.2022
18. Завершение проекта 31.12.2022