Информация о проекте

1. Наименование проекта Стратегические направления инновационно-технологического развития промышленности как основы обеспечения устойчивости социально-экономических систем Арктической зоны Российской Федерации
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123012500056-3
3. Исполнитель ФИЦ "Кольский научный центр РАН"
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования ГЗ
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Нет данных
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений
13. Общее тематическое направление Гуманитарные и социальные науки
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Адаптация экономики и населения к условиям Арктики
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Актуальность проблемы формирования стратегических инновационно ориентированных направлений развития промышленности Арктической зоны Российской Федерации обусловлена, во-первых, неопределенностью как внутренних, так и внешних процессов и явлений. Во-вторых, усилением дефицита различных ресурсов. В-третьих, развитием глобальных противоречий, в основе которых лежит многомерный кризис общества и экономики. В этих условиях обеспечение устойчивости социально-экономических систем должно базироваться на инновационно ориентированных и научно обоснованных принципах освоения природных ресурсов. Накопленные нерешенные и возникающие новые проблемы и угрозы безопасному социально-экономическому развитию Арктики в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, продолжающегося межгосударственного противостояния, изменения климата и других внешних и внутренних ограничений, требуют глубоких исследований стратегических направлений инновационного промышленного развития минерально-сырьевой и нефтегазовой отраслей. Необходима разработка инновационных оптимальных форм государственного вмешательства в деятельность арктических предприятий как главных акторов промышленного развития. Перед российской Арктикой стоит особая задача – разработка и применение новых инструментов воздействия на инновационную активность предприятий в интересах сбалансированного социально-экономического развития. Технологические инновации являются связующим звеном между необходимостью и желанием государства повышать производительность и эффективность освоения ресурсов и возможностью это осуществлять бизнесом при внедрении материало- и энергосберегающих технологий. На практике желания и возможности часто расходятся, так как экономические интересы государства и бизнеса в рыночной экономике противоречивы. Государство заинтересовано в устойчивом использовании природных ресурсов для предотвращения экологического кризиса и связанных с ним других возможных негативных последствий для всей национальной экономики, а бизнес заинтересован в усилении конкурентоспособности и получении прибыли. Однако есть точка сопряжения этих интересов, так как при внедрении предприятиями материало - и энергосберегающих технологий, то есть снижении материалоемкости производства, в каждом рубле продаж продукции бизнеса может увеличиваться (при прочих равных условиях) доля прибыли. Соответственно при этом предприятия увеличивают свой вклад в ВВП государства, так как в стоимостной структуре продаж растет доля валовой добавленной стоимости. В результате государство переходит на интенсивный тип экономического роста и при этом снижается давление на природную среду, так как, во-первых, при снижении материалоемкости производства бизнесу потребуется меньший объем использования материальных ресурсов. Во-вторых, за счет снижения норм расхода материальных ресурсов снизится общий объем отходов производства. В – третьих, новые технологи позволят осуществлять экономически эффективную переработку уже накопленных и складированных в окружающей среде отходов производства и потребления. Такое сопряжение интересов государства и бизнеса особенно актуально в социально-экономическом развитии регионов Арктики при формировании научно-технологической политики по освоению и переработке природных ресурсов, прежде всего минерально-сырьевых и топливно-энергетических. Исключительную важность при этом приобретает научно обоснованная стратегия инновационно ориентированной модели развития промышленности для обеспечения устойчивости социально-экономических систем Арктики. Разработка стратегических направлений позволит определять приоритеты устойчивого социально-экономического развития в регионах Арктики на средне- и долгосрочную перспективу, принимать научно-обоснованные организационно-управленческие решения и сформировать направления инновационного развития для своевременного ответа на глобальные вызовы. Исследование коррелирует с научным обоснованием выбора оптимальных решений ряда приоритетных задач ускорения технологического развития, определенных национальной программой «Приоритетное направление развития науки, технологий и техники РФ», Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года», Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, которые подтверждают теоретическую и практическую значимость указанной темы. Поставленная тема представляет принципиальную новизну, оригинальность и особую значимость не только с научной, но и с практической точки зрения.
17. Начало проекта 01.01.2023
18. Завершение проекта 31.12.2025