Информация о проекте

1. Наименование проекта Обеспечение экологической безопасности акваторий российского арктического шельфа и повышение безопасности морских экосистем за счет внедрения методов и технологий, направленных на регламентацию и снижение их шумового загрязнения при промышленном и транспортном освоении
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 122120200016-3
3. Исполнитель Крыловский государственный научный центр
4. Ведомственная принадлежность Минпромторг России
5. Заказчик Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
6. Вид финансирования НОЦ
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения
13. Общее тематическое направление Рациональное природопользование, климат, экология
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Цель работы – проведение натурных исследований техногенного подводного шума в арктических условиях для выявления степени воздействия шума на экологическую безопасность в рассматриваемой акватории. Объектом исследования являются характеристики техногенного подводного шума плавучего университета и выбранного объекта гражданской морской техники. В результате работы в соответствии с техническим заданием решены следующие задачи: -выбран объект гражданской морской техники в акваториях Северного морского пути, излучающий техногенный подводный шум; -проведено представление и классификация выбранного объекта гражданской морской техники по совокупности действующих источников техногенного подводного шума, присущих данному объекту; -проведен анализ зарубежных нормативных документов, регламентирующих параметры подводного шума и методики проведения натурных исследований; -сформирован комплекс экспериментальной аппаратуры; -разработан проект методики проведения натурного исследования собственного подводного шума арктического плавучего университета; -разработан проект методики проведения натурного исследования техногенного подводного шума выбранного объекта гражданской морской техники; -определен вид и порядок морских операций при измерениях параметров техногенного подводного шума выбранного объекта гражданской морской техники; -проведен анализ возможностей проведения натурных исследований с использованием действующих измерительных гидроакустических средств в ледовых условиях; -разработана дорожная карта проведения натурных исследований параметров техногенного подводного шума выбранного объекта гражданской морской техники с учетом маршрута движения арктического плавучего университета. Решение перечисленных выше задач позволит систематизировать существующие данные и подходы по оценке техногенного подводного шума и привлечь внимание научной общественности к проблеме шумового загрязнения, противоречащей доктрине сохранения природных ресурсов Российской Федерации. Полученные результаты исследований будут полезны для оценки влияния техногенного подводного шума на экологическую безопасность акваторий арктического региона. Новизна работы заключается в том, что будут разработаны проекты методик по измерению собственного подводного шума арктического плавучего университета и подводного шума выбранного объекта гражданской морской техники.
17. Начало проекта 22.11.2022
18. Завершение проекта 15.12.2022