Информация о проекте

1. Наименование проекта Вопросы и проблемы формирования интермодального транспортно-логистического центра в Баренцрегионе
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 122053100056-1
3. Исполнитель Мурманский государственный технический университет
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования инициативная
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии информационных, управляющих, навигационных систем
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Общее тематическое направление Транспортно-логистические системы и инфраструктура
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Баренцрегион приобретает в настоящее время все большее значение как с экономической, так и с геостратегической точек зрения. Значительный промышленный потенциал арктического региона как источника минерально-сырьевых, в первую очередь энергетических ресурсов, требует новых подходов к планированию и созданию инфраструктуры, в том числе эффективной транспортной системы. Всем экспортно- ориентированным отраслям необходима устойчивая транспортная сеть как внутри региона, так и с выходом на международные рынки. С другой стороны в значительной степени повышенный интерес к Баренцеву региону связан с открывающимися логистическими (транспортными) возможностями региона как мирового перекрестка путей: юг-север, запад-восток. Это привело к новым требованиям к эффективным логистическим решениям для перемещения товаров и ресурсов в регион, из региона и через регион. В последние годы был предпринят ряд различных национальных инициатив, в том числе направленных на интеграцию международных глобальных транспортных маршрутов, направленных не только на экспорт сырья из богатого ресурсами Арктического региона, но и на формирование новых транспортных маршрутов, в том числе в сотрудничестве с перспективным СМП. Так, в частности, важным элементом российской транспортной стратегии является формирование международных транспортных узлов в России. Проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" включает строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива, в том числе создание круглогодичного глубоководного хаба – центра по переработке контейнерных, нефтяных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор "Север–Юг", а также развитие железнодорожной и дорожной инфраструктуры. Мурманск (в будущем Мурманский узел) соединен железной дорогой (Российские железные дороги) с Санкт-Петербургом и Балтийским морем соответственно. Железнодорожная инфраструктура в настоящее время имеет недостаточную пропускную способность, что создает значительные риски для развития Мурманского узла и транспортной безопасности российской части Баренцева региона. В то же время наблюдается масштабное развитие инфраструктуры и логистических возможностей незамерзающего порта Киркенес. С этой целью в Киркенесе создан интермодальный транспортно-логистический центр, призванный интегрировать Евроарктический транспортный коридор в глобальные транспортные маршруты. Наряду с этим ЕС, Финляндия и Норвегия также планируют создать "Арктический коридор" - кратчайший путь между Европой и Азией (http://arcticcorridor.fi /). В рамках проекта планируется создание транснациональной железной дороги, проходящей от Балтийского моря через территорию Финляндии, Норвегии в направлении Киркенеса и выхода на Северный морской путь (СМП). В контексте развития различных логистических инициатив планируемый проект направлен на формирование системного представления о потенциальных проблемах и их решениях для развития и функционирования Мурманского транспортного узла, как исходной точки Большого северного морского пути и транспортно-логистических хаба национального и международного масштаба. В рамках проекта будет впервые будет разработана и научно обоснована экономически эффективная, безопасная и экологичная система морского транспорта и логистики, а также интермодальные транспортные соединения между морем и сушей для Баренцева региона.
17. Начало проекта 01.01.2022
18. Завершение проекта 31.12.2024