Информация о проекте

1. Наименование проекта Климат-адаптивные конструкции и системы конструктивного энергосбережения в экстремальных климатических и арктических условиях зданий жилого, общественного и производственного назначения, а также жизнеобеспечивающих сооружений особой важности
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 122031400686-5
3. Исполнитель Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения
13. Общее тематическое направление Энергоэффективность и энергосбережение
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии
16. Аннотация Климат-адаптивные конструкции и системы зданий, а также их отдельные элементы способны частично или полностью менять режим работы, функции или даже агрегатное состояние в зависимости от соответствующих климатический условий, времени года и даже температурных колебаний в течение суток. Примерами климат-адаптивных конструкций и систем являются фасадные конструкции с изменяемыми (адаптивными) направлениями движения потоков воздуха, фасады с буферными зонами, имеющие различные варианты режима работы в зависимости от условий, системы двойных фасадов, динамические фасады, фасады, интегрированные с системами вентиляции, термокаркасные конструкции, конструкции с применением PCM материалов (материалы с фазовым переходом) и др. При правильном проектном подходе, такие системы и конструкции способны эффективно работать не только в стандартных, но и в экстремальных климатических, и в частности, в арктических климатических условиях (большие температурные перепады, длительная продолжительность отопительного периода) и позволяют экономить материальные и энергетические ресурсы, а также имеют высокий потенциал для энергосбережения. Функционирование типовых систем конструктивного энергосбережения современных зданий напрямую связаны с большими энергозатратами на перемещение значительных объемов воздушных масс и поддержание требуемых параметров микроклимата (влажность, температура, концентрация углекислого газа). Они проектируются, как правило, с применением низкоэффективного механического оборудования, требуют дополнительного выделения полезных площадей для размещения, обслуживания и проведения соответствующих регламентных мероприятий по их техническому обслуживанию. Для функционирования таких низкоэффективных систем затрачивается большое количество невозобновляемых энергоресурсов, применение которых влечет за собой систематическое загрязнение окружающей среды. Одним из подходов к решению представленной проблемы является возможность применения и разработки энергоэффективных ограждающих конструкций, в основе которых лежит принцип рекуперации энергии за счет рационального использования энергии естественно конвективных потоков и солнечного излучения, применения конструкций с новыми видами утеплителей, таких как аэрогель для базовых и экстремальных климатических, а также арктических условий. Существует потенциал для разработки ряда универсальных энергоэффективных ограждающих конструкций для различных условий эксплуатации. Таким образом, необходимы научно-обоснованные разработки новых типов новых климат-адаптивных конструкций и систем конструктивного энергосбережения, способных выполнять свои функции в стандартных и в экстремальных климатических и арктических условиях: - новых энергоэффективных ограждающих конструкций, создаваемых с применением аддитивных технологий (методом 3D-печати). Строительная 3D печать по мнению авторов являются наиболее перспективной для отдаленных территорий, в том числе арктических, где нет существующих производств строительных материалов. - новых энергоэффективных ограждающих конструкций с применением новых теплоизоляционных материалов (таких как аэрогель), PCM- материалов - новых энергоэффективных фасадных конструкций, с изменяемыми (адаптивными) направлениями движения потоков воздуха, тройные фасадных системы, фасады интегрированные с системами вентиляции, конструкции, в основе которых лежит принцип рекуперации энергии за счет рационального использования энергии естественно конвективных потоков и солнечного излучения, динамических фасадных конструкций ПРОЕКТ НАПРАВЛЕН НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ: - отсутствие теоретико-экспериментального обоснования и комплексных многофакторных математических моделей, методик расчета и проектирования, моделирования теплогидравлических процессов, а также методик виртуальных испытаний существующих климат-адаптивных конструкций и систем конструктивного энергосбережения в экстремальных климатических и арктических условиях; - отсутствие научно-обоснованных разработок новых климат-адаптивных конструкций и систем конструктивного энергосбережения (в том числе энергоэффективных ограждающих конструкций созданных с применением аддитивных технологий) которые могли бы обеспечить энергоэффективность (и тем самым сократить потребление ТЭР) зданий жилого, общественного и производственного назначения, а также жизнеобеспечивающих сооружений особой важности в экстремальных климатических и арктических условиях. Энергоэффективные конструкции и здания созданные с применением аддитивных технологий (строительная 3D печать) по мнению авторов являются наиболее перспективными для отдаленных территорий, где нет существующих производств строительных материалов; - отсутствие комплексных оценок сохранения окружающей среды при применении климат-адаптивных конструкций и систем конструктивного энергосбережения, в том числе отсутствие математических многофакторных моделей, для зданий жилого, общественного и производственного назначения, а также жизнеобеспечивающих сооружений особой важности. КОНКРЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ проекта являются: -разработка математических моделей, способных достоверно описать процесс тепломассопереноса в климат-адаптивных конструкциях и системах конструктивного энергосбережения различного типа -разработка методики проведения физического моделирования работоспособности климат-адаптивных конструкций и систем конструктивного энергосбережения в экстремальных климатических условиях с целью верификации предложенных математических моделей -разработка экспериментальных стендов для проведения физического моделирования климат-адаптивных конструкций и систем конструктивного энергосбережения различных типов с возможностью учета всех возможных способов теплопередачи -разработка методики виртуальных испытаний современных энергоэффективных ограждающих конструкций -разработка ряда новых универсальных энергоэффективных климат-адаптивных конструкций и систем конструктивного энергосбережения для различных условий эксплуатации, в том числе основанных на принципе рекуперации энергии -оценка влияния применения разного рода климат-адаптивных конструкций и систем конструктивного энергосбережения на окружающую среду Научные проблемы и конкретные задачи являются значимыми для выбранного приоритета научно-технологического развития (подпункт «б» пункта 20 Стратегии научно-технологического развития РФ): «Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии», а также для для приоритета «Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики» (подпункт «e»).
17. Начало проекта 29.07.2021
18. Завершение проекта 30.06.2024