Информация о проекте

1. Наименование проекта Развитие метода восстановления полей атмосферного аэрозоля регионального масштаба на основе данных измерений с подвижных измерительных платформ
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 122031100159-7
3. Исполнитель Институт промышленной экологии УрО РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Нет данных
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений
13. Общее тематическое направление Рациональное природопользование, климат, экология
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Метеорология и мониторинг окружающей среды
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Проект посвящен развитию нового метода статистики обратных траекторий и осуществлению оценочных расчетов потоков дальнего переноса мелкодисперсного аэрозоля. Методы моделирования, расчетные и экспериментальные оценки распределений в пространстве мелкодисперсного аэрозоля и потоков его дальнего переноса играют важную роль и необходимы для решения фундаментальной климатической проблемы уменьшения неопределенности прогнозов форсинга (воздействия) аэрозоля на радиационный баланс, а также для решения экологических задач идентификации источников дальнего и трансграничного переноса атмосферных примесей (например, вызывающих арктическую дымку). Развиваемый в проекте метод отличается от классических методов моделирования дальнего переноса атмосферных примесей принципиально иной постановкой задачи - информация о расположении и мощностях источников поступления примесей в атмосферу не является обязательной. Исходной для моделирования информацией являются результаты мониторинга атмосферной примеси. Новизна метода заключается в последовательном использовании принципов метода статистики обратных траекторий и решения уравнений сохранения как вдоль траекторий движения лагранжевых частиц, так и на эйлеровой сетке. В начальном варианте метода флюид-локации атмосферы (ФЛА) используются результаты измерений атмосферных примесей в одной или нескольких неподвижных пунктах мониторинга. Данный проект направлен на развитие алгоритма метода ФЛА для учета результатов измерений подвижного пункта мониторинга. Примером таких измерений являются измерения содержания атмосферных примесей на платформах научных судов или дрейфующих станций, а также результаты спутниковых наблюдений. Кроме того, при восстановлении трехмерных средних полей концентраций атмосферных примесей методом ФЛА критически важным моментом является корректное задание вертикального профиля распределения примеси в момент измерения. Такую информацию можно получить в результате лидарных измерений совестно с фотометрическими. На данный момент такие комплексные измерения проводятся в очень ограниченном числе наземных пунктов измерений в силу дороговизны оборудования и сложности в эксплуатации лидарных установок. Например, на Среднем Урале проводятся только наземные фотометрические измерения, которые измеряют интегральное по высоте содержание аэрозоля и не позволяют получить информацию о его распределении по высоте. Используя в качестве входной информации результаты спутниковых наблюдений можно восстанавливать методом ФЛА трехмерные поля концентраций аэрозоля в любом регионе планеты Земля. При этом необходимо переработать алгоритм метода ФЛА для усвоения информации вдоль трассы, по которой происходят лидарные и фотометрические измерения аэрозольных характеристик со спутниковых платформ CALIPSO и AQUA, соответственно.
17. Начало проекта 26.01.2022
18. Завершение проекта 31.12.2023