Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка технологии тактического и оперативного планирования и управления работой ледоколов и судов ледового плавания в условиях круглогодичной навигации по трассам Северного морского пути
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 122031100091-0
3. Исполнитель Крыловский государственный научный центр
4. Ведомственная принадлежность Минпромторг России
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Общее тематическое направление Информационные и телекоммуникационные системы
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Важнейшим условием освоения ресурсов российских арктических территорий является наличие круглогодичной навигации судов по трассам СМП. Достижению этой цели должны способствовать не только чисто технические решения – проектирование и строительство достаточного количества транспортных судов ледового класса и ледоколов, но и комплекс организационных мероприятий, таких как выработка принципиально новых подходов к управлению работой флота в арктических морях. В настоящее время наблюдается существенный разрыв между уровнем развития традиционных методов и технологий управления флотом и достигнутым прогрессом в области арктического судостроения. Это затрудняет достижение амбициозных целей по развитию арктического судоходства и росту числа рейсов судов в Арктике до прогнозируемых 400-700 в год. Так, например, в практике исследования транспортных систем ни отечественными, ни зарубежными исследователями практически не рассматривалась задача комплексного взаимодействия судов и ледоколов в геоинформационном пространстве в изменяющихся ледовых условиях, тогда как она напрямую влияет на эффективность процесса перевозок. Аналогично обстоит дело с тактическим и операционным планированием работы судов на транспортной линии в ледовых условиях. Предлагаемый проект нацелен на развитие интеллектуальных технологий для анализа альтернативных конфигураций морских транспортных систем и управления работой судов в Арктике. Главной целью, которая должна быть достигнута в рамках его реализации, является создание комплексной методики оценки эффективности технических и управленческих решений, направленных на обеспечение круглогодичной навигации транспортных судов по трассам Северного морского пути. Принципиальной особенностью предлагаемого научного исследования является его междисциплинарный характер. Это обусловлено сущностью решаемой проблемы, которая включает в себя такие аспекты как ледовая ходкость судов, динамика ледовых полей, задачи планирования и имитационные модели. В ходе реализации проекта предполагается выполнить комплекс работ по следующим направлениям исследований: •науки о Земле – анализ и моделирование динамики формирования и дрейфа льда в акватории арктических морей и адаптация соответствующих алгоритмов для целей имитационного моделирования морских транспортных систем; •ледовая ходкость судов – расчетные модели движения судов и караванов в ледовых условиях различной степени тяжести и различного типа для различных тактических приемов ледокольной проводки; •прикладная математика и информационные технологии – алгоритмы планирования и оптимизации процесса ледокольного сопровождения транспортных судов в регионе, операционное управление выбором маршрута и параметров движения судов во льдах с учетом оперативно уточняющейся информации о ледовых условиях; агентное имитационное моделирование морских транспортных систем. Научная новизна проекта обусловлена объединением этих направлений исследований для решения поставленной научной проблемы. Коллектив исполнителей составляют молодые специалисты во всех указанных предметных областях, обладающие, тем не менее, существенным научным заделом и опытом успешных работ в заявленных направлениях исследований. Кроме того, их объединяет единый взгляд и общее понимание используемых методов и подходов, что служит гарантией достижимости поставленных целей и выполнения плана научных работ на высоком уровне и в заявленные сроки.
17. Начало проекта 04.08.2017
18. Завершение проекта 30.06.2020