Информация о проекте

1. Наименование проекта Обоснование критериев и методов оценки, прогнозирования и предотвращения рисков химических и биологических загрязнений среды обитания в системе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения в Арктической зоне Российской Федерации
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 122011300096-5
3. Исполнитель Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья
4. Ведомственная принадлежность Роспотребнадзор
5. Заказчик Роспотребнадзор
6. Вид финансирования ГЗ
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Науки о жизни
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Биомедицинские и ветеринарные технологии
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений
13. Общее тематическое направление Персонализированная медицина и высокотехнологичное здравоохранение и здоровьесбережение
14. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая биология и биотехнологии
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Адаптация экономики и населения к условиям Арктики
16. Аннотация Активное хозяйственное освоение Арктики ставит новые цели по сохранению санитарно-эпидемиологического благополучия проживающего в регионе населения. Для достижения поставленной цели предусмотрено проведение систематического анализа опубликованных научных работ и лучших мировых практик по сохранению здоровья населения, подвергающегося рискам вредного воздействия химических и биологических загрязнений в изменяющихся природно-климатических условиях Арктики. В результате выполнения НИР будут разработаны предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Также планируется разработка концепции организации системы оперативного информирования органов государственной власти и населения при возникновении или увеличении рисков вредного воздействия опасных загрязняющих веществ. Цель работы: Разработать систему мер по оценке, прогнозированию, мониторингу и предотвращению техногенных и биогенных угроз населению Арктической зоны Российской Федерации, связанных с интенсификацией ее хозяйственного освоения и изменениями климата. Объектом исследования являются риски здоровью населения, подвергающегося вредному воздействию химических и биологических загрязнений в природно-климатических условиях Арктики. Методы исследования включают анализ результатов научных публикаций, социально-гигиенических мониторингов и лучших мировых практик по сохранению здоровья населения, подвергающегося рискам вредного воздействия химических и биологических загрязнений в природно-климатических условиях Арктики. Актуальность исследования определяется высокими общественными потребностями в разработке и внедрении эффективной системы сохранения здоровья населения, подвергающегося рискам вредного воздействия химических и биологических загрязнений в комплексе мер, предусмотренных «Единым планом мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Исследования направлены, в частности, на решение задачи этого плана, отнесенной к компетенции Роспотребнадзора (пункт 22. «Разработка предложений по установлению в законодательстве Российской Федерации особенностей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Арктической зоне». Подавляющая часть территории Российской Федерации находится в районах холодного климата, а 2/3 ее территории представлено многолетнемерзлыми породами и грунтами, преимущественно в Арктической зоне. При этом, как государственное регулирование предельно-допустимых уровней загрязнения почв и источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, так и порядок размещения и обезвреживания опасных отходов, не учитывают крайне низкий потенциал самоочищения объектов окружающей среды в зоне «вечной мерзлоты». Недоучет наблюдаемых в этих районах ускоренных изменений климата уже приводил к тяжелым последствиям, связанным с ремобилизацией в окружающую среду необезвреженных биологических и химических отходов из мест их захоронения, включая вспышки особо опасных инфекционных заболеваний среди животных и населения Арктической зоны (сибирская язва, чума), а также недопустимо высокое поступление в организм наиболее уязвимых групп населения высокотоксичных органических и неорганических экотоксикантов (ПХБ, ДДТ, свинец, ртуть), сопровождающееся тяжелыми последствиями в виде высокой смертности населения от злокачественных новообразований, перинатальной смертности и врожденных пороков развития. В настоящее время арктические национальные системы мониторинга окружающей среды и среды обитания человека основаны в первую очередь на количественных измерениях химических загрязнений и наличия некоторых патогенов в ограниченном перечне объектов (вода, почва, пищевые продукты, реализуемые через торговые сети и сеть общественного питания). Такой подход не полностью отражает их потенциальные источники, пути передачи и неблагоприятные последствия для здоровья арктического населения, поскольку значительная часть этих рисков связана преимущественно с неконтролируемыми в настоящее время биологическими путями, такими как трудовая миграция людей, массовая сезонная миграция диких птиц, рыб, насекомых и морских млекопитающих, являющихся основными резервуарами и переносчиками биоаккумулируемых экотоксикантов и возбудителей инфекционных заболеваний. Предполагаемые результаты Реализация задач, поставленных в планируемом исследовании, позволит существенно повысить эффективность мер по оценке, прогнозированию и предотвращению рисков нарушений здоровья от опасных химических и биологических загрязнений, в том числе, связанных с биологическими путями переноса, общее бремя болезней от воздействия которых оценивается ВОЗ более 30% от общего показателя утраты лет здоровой жизни. Проведенные исследования позволят разработать и внедрить в практическую деятельность меры, направленные на: - преодоление существующего методического и организационного разрыва во взаимодействии между государственными системами охраны окружающей среды и охраны здоровья населения в Арктической зоне Российской Федерации; - обеспечение государственного и общественного контроля за получением и распространением достоверной информации по определению факторов риска и опасностей, связанных с химическим и биологическим загрязнением среды обитания; - количественную оценку интенсивности вредного воздействия этих факторов на организм человека, а также обусловленной им заболеваемостью, смертностью, инвалидностью и частотой других нарушений здоровья населения в арктической зоне; - обеспечение законных прав граждан на возмещение вреда, причиненного несоблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны окружающей среды, в том числе путем определения порядка проведения медицинской экспертизы по установлению причинной связи между вредным воздействием отдельных факторов окружающей среды и нарушениями здоровья граждан. Результаты НИР будут использованы в контрольно-надзорной деятельности органов Роспотребнадзора, а также иных органов государственной власти различного уровня, ответственных за санитарно-эпидемиологическую безопасность населения в Арктической зоне Российской Федерации. Теоретическая значимость НИР состоит в научном обосновании методов оценки, прогнозирования и предотвращения рисков химических и биологических загрязнений среды обитания в системе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения в Арктической зоне Российской Федерации". Практическая значимость НИР состоит в повышении уровня санитарно-эпидемиологической безопасности населения в Арктической зоне Российской Федерации".
17. Начало проекта 10.01.2022
18. Завершение проекта 30.12.2024