Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка научно-обоснованных подходов и аппаратно-программных средств мониторинга поврежденности конструкционных материалов на основе подходов искусственного интеллекта для обеспечения безопасной эксплуатации технических объектов в Арктических условиях
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120112590051-3
3. Исполнитель Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация При проектировании, последующем строительстве и эксплуатации конструкций часто возникает задача оперативного получения физико-механических и прочностных характеристик материала без нарушения целостности конструкции. Проблему безопасной эксплуатации конструкций нельзя рассматривать в отрыве от вопросов экологии, продления ресурса. :Известно, что аварию легче предупредить, чем устранять ее последствия, тем более для сложных условий эксплуатации и ограниченных человеческих ресурсов. Данный проект позволяет оценивать работоспособность и структурную устойчивость материала на этапе до разрушения. При низких температурах меняются механизмы деформации металлов, что в подавляющем большинстве случаев приводит к хрупкому разрушению конструкции. Для предупреждения данного явления на этапе выбора материала для изготовления конструкции, а также в процессе её эксплуатации необходимо учитывать температуру вязко-хрупкого перехода, которая зависит от многих факторов. Отсюда возникает необходимость разработки методик выявления температуры вязко-хрупкого перехода, как на этапе выбора материала, так и исследование ее динамики в процессе эксплуатации. В настоящее время для выявления температуры вязко-хрупкого перехода проводятся трудоемкие испытания на ударный изгиб с последующим анализом изломов образцов. Оперативного метода определения температуры вязко-хрупкого перехода непосредственно на конструкции в настоящее время не разработано. Для повышения информативности электронно-микроскопических и фрактографических исследований стоит задача разработки современных методик количественного анализа изломов и микроструктур материалов с использованием нейронной сети распознавания и классификации. По результатам теоретических и экспериментальных работ будет разработан и изготовлен измерительно-вычислительный комплекс контроля накопленной поврежденности и физико-механических характеристик материала на основе подходов искусственного интеллекта с возможностью контроля состояния материала конструкции в реальном масштабе времени. Таким образом, решение следующих задач: - разработка требований, методик и на их основе алгоритма выбора материала для работы в арктических условиях; - разработка методики количественной оценки степени структурной деградации материала на основе обработки изображений микроструктур с использованием искусственной нейронной сети; - разработка методики определения температуры вязко-хрупкого перехода материала конструкции; - проведение исследований общих закономерностей поведения материала при различных температурных, статических и динамических воздействиях и на их основе разработка базы данных параметров структурной устойчивости материалов для обучения искусственной нейронной сети прогнозирования текущего состояния и остаточного ресурса элемента конструкции; - разработка аппаратно-программных средств оперативного контроля материала элемента конструкции с возможностью интеллектуальной диагностики и обработки больших объемов диагностических данных с удобным визуальным представлением распределением поврежденности в материале конструкции (газотранспортная система, железнодорожный транспорт) является необходимым звеном в решении актуальной задачи - обеспечения безопасной эксплуатации технических объектов в условиях крайнего севера и низких температур.
17. Начало проекта 14.05.2019
18. Завершение проекта 30.12.2021