Информация о проекте

1. Наименование проекта Проблема создания магнитного компаса для работы в высоких широтах
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120102790012-3
3. Исполнитель АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор"
4. Ведомственная принадлежность Коммерческое
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники
11. Критическая технология (дополнительная) Технологии информационных, управляющих, навигационных систем
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Развитие судоходства по Северному Морскому пути, освоение северных шельфовых запасов нефти и газа предъявляют повышенные требования к безопасности плавания судов в этих районах при решении ими основных и специальных задач. Принцип работы магнитного компаса (МК) хорошо известен и основан на свойстве свободно установленной магнитной стрелки ориентироваться по направлению горизонтальной составляющей вектора напряженности магнитного поля Земли. В судовых компасах вместо магнитной стрелки производится разворот магниточувствительного элемента вместе с картушкой, имеющей шкалу для отсчёта. Таким образом, положение магниточувствительного элемента компаса, относительно корпуса судна определяет магнитный курс судна. Известно, что МК относится к числу приборов, устанавливаемых на борту каждого судна в соответствии с требованиями международной конвенции СОЛАС 74 [1]. МК подразделяются на главные и путевые. В соответствии с требованиями, предъявляемыми Российским морским регистром судоходства к главным компасам судов [2] и "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", они должны состоять из нактоуза с котелком. При этом, внутри котелка главного МК в жидкости установлена картушка с магниточувствительным элементом. МК должен иметь дистанционную оптическую передачу магнитного курса от картушки на индикатор, установленный перед рулевым, а также может иметь выносной дистанционный индикатор, на котором должен отражаться истинный курс судна, рассчитанный на основе магнитного курса путём внесения поправок. Нактоуз с котелком должен устанавливаться на верхнем мостике судна, оптический индикатор курса и выносной цифровой индикатор должны располагаться в рулевой рубке, непосредственно перед рулевым. Картушка МК должна вырабатывать магнитный курс судна при отключённом питании, а индикаторы и иные приборы могут использовать резервное питание в случае отключения основной энергосети судна. На рынке представлено большое количество моделей как главных, так и путевых МК, однако большинство из них предназначено для работы в условиях широт до 70 градусов. Это объясняется уменьшением горизонтальной составляющей магнитного поля Земли по мере приближения к магнитным полюсам и как следствие направляющего момента магнитной системы компаса. Кроме того, в высоких широтах возрастает, по сравнению с умеренными широтами, погрешность МК от влияния качки. Отметим и то, что динамические характеристики МК при его работе в условиях низких температур изменяются в связи с изменением температуры и плотности жидкости, в которой находится картушка. Учитывая то, что требования к динамическим характеристикам компасов ни в одном регламентирующем документе не заданы и мировые производители не нормируют и не контролируют эти характеристики, выпускаемые МК могут сильно изменить свои свойства при работе в указанных условиях. Активизация Российского присутствия в арктической зоне сделала актуальной задачу создания отечественного всеширотного главного МК, работающего в условиях широт выше 70 градусов в широком диапазоне температур. Учитывая ежегодную тенденцию к оттаиванию трассы Северного Морского пути, такой МК должен работать в условиях качки судна. Решение этой задачи связано с исследованием комплекса вопросов как теоретического, так и практического характера. 1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС-74. С изменениями на 01.01.2016. docs.cntd.ru/document/901765675 2. Правила по оборудованию морских судов. Часть V. Навигационное оборудование. Российский морской регистр судоходства С-Пб. 2016
17. Начало проекта 01.01.2020
18. Завершение проекта 31.12.2022