Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка проектов Федеральных авиационных правил "Норм летной годности" различных типов БЛА с максимальным взлетным весом более 750 кг
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120072990087-5
3. Исполнитель ООО "ННК КОНСАЛТИНГ"
4. Ведомственная принадлежность Коммерческое
5. Заказчик ФГУП "ЦАГИ"
6. Вид финансирования ФЦП
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта
11. Критическая технология (дополнительная) Технологии информационных, управляющих, навигационных систем
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Настоящая НИР проводится в соответствии с Планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2019-2021 годы в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по Государственной программе РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013 2025 годы» с целью обеспечения доступности отдаленных регионов страны, где инфраструктура транспортной системы отсутствует полностью или находится на низком уровне. В значительной степени решение этих проблем может быть обеспечено за счет использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного назначения. БЛА уже сейчас используются для доставки почты, перевозки грузов различного назначения, мониторинга, охранных операций на объектах нефтегазового комплекса и энергетики, в зонах чрезвычайных ситуаций, ведения геологоразведки. Разрабатываются многочисленные проекты применения беспилотных авиационных систем (БАС) различного назначения в интересах освоения Арктики и развития Северного морского пути. Современные отечественные и мировые достижения в области вычислительных систем, автоматизации управления полетом и точной навигации, в области информатики, связи, систем ОрВД, материаловедении, энергетики и двигателестроения - открывают возможности создания новых беспилотных авиационных систем с уникальными характеристиками, включая элементы искусственного интеллекта в системах управления и контроля, реконфигурацию систем при отказах и в особых случаях полета, 4х-мерную навигацию с учетом препятствий, закрытых зон (geofencing) и предотвращения столкновений с другими участниками воздушного движения. Тем не менее, в настоящее время в Российской Федерации прослеживается явное отставание от ведущих стран мира в части разработок беспилотных авиационных систем: - практически отсутствуют современные нормативно-технические документы в области обеспечения процессов разработки (модернизации) и испытаний комплексов с БЛА, включая требования к БАС и их компонентам и применения БЛА в едином воздушном пространстве; - отсутствуют отработанные критические технологии, необходимые для создания БАС и их компонент в части автоматизации управления полетом и точной навигации, систем контроля и обеспечения безопасности всех этапов полета, включая предотвращение столкновений с другими участниками воздушного движения; - отсутствует рынок компонент и необходимых подсистем БАС, включая отказоустойчивые вычислительные системы с элементами искусственного интеллекта, поршневые и газотурбинные двигатели малой размерности, электро- и гидроприводы, элементы систем информационного обеспечения. Разработка нормативно-технической документации в данной области, включая использование воздушного пространства и гармонизацию с международными стандартами ИКАО, обеспечит значительное повышение безопасности полетов. Актуальность подобных исследований связана в первую очередь с тенденциями увеличения количества разработок и производства комплексов с БЛА и ориентацией всех развитых стран мира на применение БАС в долгосрочной перспективе. Усложнение и расширение требований и условий применения комплексов с БЛА, высокий уровень необходимых тактико-технических характеристик и широкий спектр задач, требуют от производителей и разработчиков комплексов сокращать время на разработку, испытания и производство, выдерживая при этом высокий мировой технический уровень разработок. Важнейшим остается вопрос создания технических средств обучения и подготовки внешних экипажей и инженерно-технического состава на современном уровне. Это требует современной нормативной базы для авиационных тренажеров внешних экипажей БЛА, гармонизированной с новыми международными стандартами ICAO. Создание тренажеров, отвечающих этим нормам, повысит безопасность полетов, снизит негативное влияние человеческого фактора. Выполнение настоящих исследований позволит существенно повысить качество и сократить время необходимое для разработки перспективных комплексов с БЛА за счет создания необходимых технологий и нормативных документов. Будет создан задел в части отработки и создания беспилотных авиационных систем на мировом уровне.
17. Начало проекта 29.04.2020
18. Завершение проекта 20.08.2020