Информация о проекте

1. Наименование проекта Исследование влияния различных конфигураций аэродинамических демпферов на устойчивость и надежность большепролетных мостовых конструкций
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120032390039-4
3. Исполнитель Национальный исследовательский московский государственный строительный университет
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования ГЗ
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Безопасность и противодействие терроризму
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Взаимодействие гибких строительных конструкций с природными воздействиями кинетического характера, в том числе ветровыми, является одной из наиболее нераскрытых и сложных как с научной, так и с практической точки зрения проблем в современной строительной индустрии. Наиболее распространенным типом гибких строительных конструкций являются большепролетные мосты, от обеспечения надежности и долговечности которых напрямую зависит связность территории Российской Федерации, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании территорий Арктики. Основным аспектом взаимодействия гибких строительных конструкций с ветровым потоком является возможность возникновения явлений аэродинамической неустойчивости (вихревой резонанс, галопирование, флаттер и др.). Опасность данных явлений подтверждается многочисленными случаями потери устойчивости мостовых конструкций и даже их разрушения вследствие воздействия ветрового потока. Непосредственно оценке возможности возникновения этих явлений посвящено множество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Как правило такая оценка выполняется на основании результатов экспериментальных исследований аэродинамической устойчивости пролетных строений мостов в специализированных аэродинамических трубах архитектурно-строительного типа на отсечных динамически подобных моделях. Основной задачей исследователя при этом является именно констатация возникновения того или иного явления аэродинамической неустойчивости в расчетном диапазоне скоростей ветра и определение максимальной амплитуды колебаний пролетного строения. Следующей задачей, в случае необходимости, является разработка рекомендаций по снижению амплитуды колебаний, чем исследователи аэродинамики должны заниматься совместно с проектировщиками и конструкторами исследуемого моста. В настоящее время существует два основных способа повышения аэродинамической устойчивости мостовых конструкций – аэродинамическое демпфирование (установка обтекателей и дефлекторов) и установка искусственных источников рассеяния энергии колебаний (демпферов различных типов, амортизаторов, шок-трансмитеров и прочих механизмов). При этом необходимо отметить, что конструкции разного рода механических демпферов, требуют постоянного контроля (мониторинг состояния, ремонт, настройка и тд.) эксплуатационными службами, что существенно усложняет и удорожает саму эксплуатацию мостового перехода. В связи с этим оптимальным является аэродинамическое демпфирование конструкции, позволяющее при внесении минимальных изменений в ее форму добиться требуемого изменения в характере ее обтекания ветровым потоком и соответственно снижения амплитуды колебаний до допустимых значений. В современной отечественной и зарубежной научной литературе приведен опыт исследователей и проектировщиков по использованию различных типов дефлекторов и обтекателей на реально существующих объектах. В тоже время какие-то рекомендации по применению этих элементов для различных типов конструкций отсутствуют в технической литературе и нормативных документах, что усложняет и так трудоемкие и дорогостоящие исследования аэродинамической устойчивости мостовых конструкций многообразием вариантов.
17. Начало проекта 17.03.2020
18. Завершение проекта 31.12.2021