1. | Наименование проекта | Исследование влияния различных конфигураций аэродинамических демпферов на устойчивость и надежность большепролетных мостовых конструкций |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А20-120032390039-4 |
3. | Исполнитель | Национальный исследовательский московский государственный строительный университет |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - образование |
5. | Заказчик | Минобрнауки России |
6. | Вид финансирования | ГЗ |
7. | Вид НИОКТР | Прикладная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Безопасность и противодействие терроризму |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | |
13. | Общее тематическое направление | |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Взаимодействие гибких строительных конструкций с природными воздействиями кинетического характера, в том числе ветровыми, является одной из наиболее нераскрытых и сложных как с научной, так и с практической точки зрения проблем в современной строительной индустрии. Наиболее распространенным типом гибких строительных конструкций являются большепролетные мосты, от обеспечения надежности и долговечности которых напрямую зависит связность территории Российской Федерации, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании территорий Арктики. Основным аспектом взаимодействия гибких строительных конструкций с ветровым потоком является возможность возникновения явлений аэродинамической неустойчивости (вихревой резонанс, галопирование, флаттер и др.). Опасность данных явлений подтверждается многочисленными случаями потери устойчивости мостовых конструкций и даже их разрушения вследствие воздействия ветрового потока. Непосредственно оценке возможности возникновения этих явлений посвящено множество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Как правило такая оценка выполняется на основании результатов экспериментальных исследований аэродинамической устойчивости пролетных строений мостов в специализированных аэродинамических трубах архитектурно-строительного типа на отсечных динамически подобных моделях. Основной задачей исследователя при этом является именно констатация возникновения того или иного явления аэродинамической неустойчивости в расчетном диапазоне скоростей ветра и определение максимальной амплитуды колебаний пролетного строения. Следующей задачей, в случае необходимости, является разработка рекомендаций по снижению амплитуды колебаний, чем исследователи аэродинамики должны заниматься совместно с проектировщиками и конструкторами исследуемого моста. В настоящее время существует два основных способа повышения аэродинамической устойчивости мостовых конструкций – аэродинамическое демпфирование (установка обтекателей и дефлекторов) и установка искусственных источников рассеяния энергии колебаний (демпферов различных типов, амортизаторов, шок-трансмитеров и прочих механизмов). При этом необходимо отметить, что конструкции разного рода механических демпферов, требуют постоянного контроля (мониторинг состояния, ремонт, настройка и тд.) эксплуатационными службами, что существенно усложняет и удорожает саму эксплуатацию мостового перехода. В связи с этим оптимальным является аэродинамическое демпфирование конструкции, позволяющее при внесении минимальных изменений в ее форму добиться требуемого изменения в характере ее обтекания ветровым потоком и соответственно снижения амплитуды колебаний до допустимых значений. В современной отечественной и зарубежной научной литературе приведен опыт исследователей и проектировщиков по использованию различных типов дефлекторов и обтекателей на реально существующих объектах. В тоже время какие-то рекомендации по применению этих элементов для различных типов конструкций отсутствуют в технической литературе и нормативных документах, что усложняет и так трудоемкие и дорогостоящие исследования аэродинамической устойчивости мостовых конструкций многообразием вариантов. |
17. | Начало проекта | 17.03.2020 |
18. | Завершение проекта | 31.12.2021 |