Информация о проекте

1. Наименование проекта Математические модели 3-D имитации обледенения аэродинамических поверхностей перспективного самолета местных воздушных линий при помощи аддитивной SLA-технологии.
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120021490099-1
3. Исполнитель Институт системного программирования им. В.П. Иванникова РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Информационно-телекоммуникационные системы
9. Приоритетное направление (дополнительное) Транспортные и космические системы
10. Критическая технология (основная) Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем
11. Критическая технология (дополнительная) Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Актуальность задач по обеспечению безопасности и надежности полетов, а также защиты летательных аппаратов (ЛА) (самолеты, вертолеты) от катастроф, в том числе в северных районах Российской Федерации, все более возрастает в связи с появлением новых типов конструкций, перспективных технологий и материалов, в том числе, полимерных композиционных, из которых изготавливают основные силовые элементы и агрегаты таких технических объектов. Одной из актуальных задач в авиации является проблема изучения и моделирования процесса ледообразования. Необходимость борьбы с обледенением затрагивает не только классические объекты, такие как воздушные и морские суда, но и беспилотные ЛА, провода электропередач, взлетно-посадочные полосы. В частности, задачи обледенения крайне актуальны в условиях Арктической зоны Российской Федерации для региональной авиации. Нарастание льда, ледяного налета, снега на крыле и хвостовом оперении лёгкого конвертируемого самолёта, перспективного самолета местных воздушных линий, при определённых условиях, происходит очень быстро и неравномерно, что приводит к уменьшению подъемной силы крыла до 30% и увеличению лобового сопротивления на 40%. Междисциплинарность работы состоит в рассмотрении явления ледообразования с использованием основных законов механики жидкости и газа, физических моделей для налипания кристаллов льда и динамики жидкой пленки, модели для полидисперсной смеси капель, лабораторного эксперимента в различных дозвуковых аэродинамических установках на моделях, изготовленных при помощи аддитивных SLA технологий, численного моделирования, аддитивной технологии для изготовления экспериментальных моделей. Уровень значимости работы состоит в том, что разрабатываемый программный комплекс для моделирования процессов ледообразования будет открытым ПО и может быть использован на авиационных предприятиях, в конструкторских бюро, в научных организациях РФ. Научная новизна работы состоит в уточнении модели для барьерного льда с учетом динамики жидкой пленки, движущейся на поверхности твердого тела, новой модели для полидисперсной смеси капель в разработке нового расчетного кода. Результатом работы будет программный комплекс для моделирования процессов ледообразования (рогообразный, барьерный, желобообразный), расчеты, экспериментальные модели крыла c различными законами нарастания льда, изготовленными при помощи аддитивной SLA-технологии на базе промышленных 3D принтеров, с механическими свойствами близкими к свойствам ПКМ, и провести верификацию и контроль соответствия характеристик элементов ЛА современным Нормам летной годности. Верификацию результатов работы программного комплекса планируется провести по результатам экспериментов для различных режимов обтекания моделей в аэродинамической трубе и в аэрохолодильной камере ФГУП «ЦАГИ».
17. Начало проекта 11.11.2019
18. Завершение проекта 31.10.2022