1. | Наименование проекта | Долгосрочное прогнозирование сезона навигации: стыковка Северного морского пути и Морского шелкового пути |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А20-120012990106-9 |
3. | Исполнитель | Институт космических исследований РАН |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
5. | Заказчик | РФФИ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное) | Науки о жизни |
9. | Приоритетное направление (дополнительное) | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная) | Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
11. | Критическая технология (дополнительная) | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России | |
13. | Общее тематическое направление | Транспортно-логистические системы и инфраструктура |
14. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
15. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
16. | Аннотация | Беспрецедентное таяние морского льда в Арктике открывает перспективы для развития кратчайшего торгового пути из Европы в Азию по Северному Морскому Пути (СМП), что в свою очередь, послужит толчком для развития русской Арктики и регионов Дальнего Востока. Интеграция Северного морского пути и Морского шелкового пути позволит Китаю экспортировать свои товары в европейские страны, а с другой стороны — вывозить в Китай российские минеральные ресурсы. Такая «стыковка» в будущем окажет значительное влияние на мировую экономику в целом. Главная проблема Северного морского пути - тяжелые природные условия Севера и, самое главное, наличие морского льда. В среднем, период свободный ото льда продолжается с июля по октябрь. Однако, согласно данным многолетних наблюдений, даты начала и конца ледового сезона варьируются от года к году в течении месяца. Такая вариабельность не поддается прогнозу метеорологическими методами, предел возможности которых - 10 дней. Поэтому, конкретных сроков начала и завершения ледового сезона и навигационного периода (когда водный путь свободен ото льда и может быть использован для движения транспортных средств) по СМП не существует вообще. В настоящее время отсутствие долгосрочного прогноза навигационного периода СПМ влияет на обеспечение безопасности мореплавания, северный завоз, а также на надёжность транзитных перевозок и перевозок углеводородного сырья с мест добычи. А в будущем, невозможность планирования навигации может стать серьезным препятствием для реализации планов по строительству инфраструктуры СМП и его интеграции в глобальную систему. Предлагаемый проект нацелен на исследование климатической изменчивости Азиатско-Тихоокеанской муссонной системы и создание нового концептуального подхода к прогнозированию навигационного периода Северного Морского Пути, который позволит разработать долгосрочный прогноз дат начала и конца свободного ото льда периода более чем за 30 дней вперед. В данном проекте эта проблема решается в новой постановке задачи – прогноз разрабатывается в критических областях, которые выявляются путем анализа данных. Новая разработка будет основана на междисциплинарном подходе, который включает в себя элементы теории критических явлений, теории бифуркаций, теории сетей и динамики климата. С целью повышения точности и заблаговременности составления прогноза, в проекте предлагается модель прогнозирования ледовых условий с использованием алгоритмов машинного обучения. Концептуально новый подход к прогнозированию навигационного периода Северного Морского Пути, разрабатываемый в рамках предлагаемого проекта, позволит осуществлять планирование сезона навигации в Чукотском море, Беринговом море, Охотском море и существенным образом будет способствовать обеспечению безопасности судоходства, развитию морских портов, обеспечению вопросов обороны в акватории Северного Морского Пути. В рамках проекта будет осуществляться прогноз муссона в Азиатско-Тихоокеанском регион, в частности в юго-восточном Китае и Индии. |
17. | Начало проекта | 01.01.2020 |
18. | Завершение проекта | 31.12.2022 |