Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка научных основ и моделей образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой образ жизни
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120012190084-8
3. Исполнитель Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования ГЗ
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Нет данных
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация В Российской Федерации официально признаны 45 коренных малочисленных народов, из них 40 относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все эти народы населяют территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности своих предков, стремясь сохранить самобытный уклад жизни. Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р, заявлена цель – создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, образа жизни, модернизации хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования) в местах их традиционного проживания. На протяжении многих десятилетий подрастающее поколение коренных народов Севера, получая базовое общее образование, было вынуждено в семилетнем возрасте отрываться от «родительского очага», традиционного уклада своей семьи и близких родственников, от «живых» национальных традиций, сохраняющихся в естественных условиях кочевья. Практика обучения детей в школах-интернатах нанесла трудновосполнимый урон уникальной форме жизнедеятельности коренных малочисленных народов, в том числе подверглись деформации духовно-нравственные, семейные ценности, традиции экологического, трудового и физического воспитания, передаваемые методами этнопедагогики. Нарушение преемственности поколений по приобщению детей и молодежи к традиционным видам хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера стало одной из основных причин маргинализации ранее кочевых народов, сокращению доли детей, владеющих родным языком коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также е сокращению занятости в оленеводстве в Российской Федерации. В этой ситуации по социальному заказу коренных малочисленных народов России, ведущих традиционную хозяйственную деятельность, связанную с кочевым образом жизни, созданы «кочевые школы» в Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком, Ненецком, Чукотском автономных округах, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края и Амурской области. Республика Саха (Якутия) совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве реализовала проект по обеспечению доступности образования детям, ведущим с родителями кочевой образ жизни, Ямало-Ненецкимавтономным округом представлен в ООН проект по организации образовательного процесса в условьях кочевья. Арктическим Советом поддержан проект Российской Федерации «Дети Арктики: дошкольное образование», по реализации которого подписано соглашение между губернаторами Арктических регионов России. В настоящее время в сфере образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в условиях кочевья существуют проблемы, требующие как фундаментальных, так и прикладных исследований: Не исследованы научные подходы организации образовательного процесса для детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни с учетом современных реалий, на основе новой социокультурной ситуации и с учетом лучшей российской и международной практики; Не изучены изменения в социокультурном портрете участников образовательных отношений, ведущих кочевой образ жизни; Научно не обоснован и не упорядочен понятийно-терминологический аппарат кочевого образования; Не разработаны модели организации образовательного процесса в условиях кочевья с учетом требований «образования будущего», социализации детей и молодежи в период цифровой трансформации социально-экономической жизни; Не выявлены жизненные стратегии и социокультурные компетенции участников образовательных отношений, ведущих кочевой образ жизни. Не созданы устойчивые модели ресурсного сопровождения функционирования и развития сети образовательных организаций в условиях кочевья; Не разработаны научные и учебно-методические материалы для обеспечения организации образования детей в кочевых условиях. Для решения вышеназванных ключевых проблем педагогическая наука должна внести свой вклад посредством проведения исследований современного состояния, тенденций, основных проблем и перспектив развития образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. Цель исследования: теоретически обосновать научные подходы к образованию детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой образ жизни, разработать и апробировать модели организации образования в кочевых условиях. В результате исследования будет проведен анализ научных подходов, международных и российских практик, современных тенденций, основных проблем и моделей организации образования, ресурсного обеспечения образовательного процесса, будет представлено научное описание современного состояния образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. Будут разработаны модели организации образовательного процессаи ресурсного обеспечения в условиях кочевья с учетом социализации детей и молодежи в период цифровой трансформации социально-экономической жизни(основанные на научном подходе). По итогам исследования «социокультурного портрета» участников образовательных отношений, ведущих кочевой образ жизни, на основе разработанной методологии и обоснования понятийно-терминологического аппарата кочевого образования будет подготовлен проект концепции образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих кочевой образ жизни. Также будут разработаны научные и учебно-методические материалы для обеспечения образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни с учетом описанных выше результатов.
17. Начало проекта 01.10.2019
18. Завершение проекта 31.12.2021