16. |
Аннотация |
В Российской Федерации официально признаны 45 коренных малочисленных народов, из них 40 относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все эти народы населяют территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности своих предков, стремясь сохранить самобытный уклад жизни. Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р, заявлена цель – создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, образа жизни, модернизации хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования) в местах их традиционного проживания. На протяжении многих десятилетий подрастающее поколение коренных народов Севера, получая базовое общее образование, было вынуждено в семилетнем возрасте отрываться от «родительского очага», традиционного уклада своей семьи и близких родственников, от «живых» национальных традиций, сохраняющихся в естественных условиях кочевья. Практика обучения детей в школах-интернатах нанесла трудновосполнимый урон уникальной форме жизнедеятельности коренных малочисленных народов, в том числе подверглись деформации духовно-нравственные, семейные ценности, традиции экологического, трудового и физического воспитания, передаваемые методами этнопедагогики. Нарушение преемственности поколений по приобщению детей и молодежи к традиционным видам хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера стало одной из основных причин маргинализации ранее кочевых народов, сокращению доли детей, владеющих родным языком коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также е сокращению занятости в оленеводстве в Российской Федерации. В этой ситуации по социальному заказу коренных малочисленных народов России, ведущих традиционную хозяйственную деятельность, связанную с кочевым образом жизни, созданы «кочевые школы» в Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком, Ненецком, Чукотском автономных округах, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края и Амурской области. Республика Саха (Якутия) совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве реализовала проект по обеспечению доступности образования детям, ведущим с родителями кочевой образ жизни, Ямало-Ненецкимавтономным округом представлен в ООН проект по организации образовательного процесса в условьях кочевья. Арктическим Советом поддержан проект Российской Федерации «Дети Арктики: дошкольное образование», по реализации которого подписано соглашение между губернаторами Арктических регионов России. В настоящее время в сфере образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в условиях кочевья существуют проблемы, требующие как фундаментальных, так и прикладных исследований: Не исследованы научные подходы организации образовательного процесса для детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни с учетом современных реалий, на основе новой социокультурной ситуации и с учетом лучшей российской и международной практики; Не изучены изменения в социокультурном портрете участников образовательных отношений, ведущих кочевой образ жизни; Научно не обоснован и не упорядочен понятийно-терминологический аппарат кочевого образования; Не разработаны модели организации образовательного процесса в условиях кочевья с учетом требований «образования будущего», социализации детей и молодежи в период цифровой трансформации социально-экономической жизни; Не выявлены жизненные стратегии и социокультурные компетенции участников образовательных отношений, ведущих кочевой образ жизни. Не созданы устойчивые модели ресурсного сопровождения функционирования и развития сети образовательных организаций в условиях кочевья; Не разработаны научные и учебно-методические материалы для обеспечения организации образования детей в кочевых условиях. Для решения вышеназванных ключевых проблем педагогическая наука должна внести свой вклад посредством проведения исследований современного состояния, тенденций, основных проблем и перспектив развития образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. Цель исследования: теоретически обосновать научные подходы к образованию детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой образ жизни, разработать и апробировать модели организации образования в кочевых условиях. В результате исследования будет проведен анализ научных подходов, международных и российских практик, современных тенденций, основных проблем и моделей организации образования, ресурсного обеспечения образовательного процесса, будет представлено научное описание современного состояния образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. Будут разработаны модели организации образовательного процессаи ресурсного обеспечения в условиях кочевья с учетом социализации детей и молодежи в период цифровой трансформации социально-экономической жизни(основанные на научном подходе). По итогам исследования «социокультурного портрета» участников образовательных отношений, ведущих кочевой образ жизни, на основе разработанной методологии и обоснования понятийно-терминологического аппарата кочевого образования будет подготовлен проект концепции образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих кочевой образ жизни. Также будут разработаны научные и учебно-методические материалы для обеспечения образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни с учетом описанных выше результатов. |