Информация о проекте

1. Наименование проекта Система образования в регионах Крайнего Севера: текущее состояние, проблемы и перспективы развития и модернизации
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А19-119012590317-7
3. Исполнитель Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное) Нет данных
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Предлагаемый проект направлен на теоретическое обоснование и поиск практических возможностей развития и модернизации системы образования в регионах Крайнего Севера. По мнению авторов проекта, эта проблема важна для социально-экономического развития страны, поскольку Крайний Север в значительной степени обеспечивает экономическое благополучие страны, но при этом является зоной внедрения высокотехнологичной продукции и требует качественно новых управленческих решений. Без квалифицированной рабочей силы не только нельзя развивать данные территории, но и удержать их. Качественная система образования является одним из мощных факторов, препятствующих оттоку населения из регионов Крайнего Севера, стимулирующих рождаемость и повышение уровня жизни населения. Уровень развития образования является важным фактором, определяющим темпы социально-экономического развития страны. Развитие этой системы предусмотрено в Основах государственной политики РФ в Арктике и аналогичных документах, затрагивающих данную проблему. Тем не менее, эта задача не решена до сих пор как из-за практических сложностей (нехватка ресурсов, сложные условия жизни), так и из-за теоретической и методологической сложности данного вопроса. Комплексное исследование всех аспектов этой сложной в теоретическом плане темы будет включать в себя: рассмотрение особенности функционирования системы образования в условиях Крайнего Севера, анализ достоверности и корректности используемых в настоящее время статистических показателей, которые характеризуют функционирование системы образования в регионах Крайнего Севера, анализ статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих развитие системы образования в регионах Крайнего Севера, изучение и систематизацию условий, факторов и причин (экономических, социальных и демографических), которые побуждают развивать систему образования, рассмотрение основных уровней образовательной системы в регионах Крайнего Севера, рассмотрение основных проблем (экономических, социальных и демографических), с которыми сталкивается система образования в регионах Крайнего Севера и которые препятствуют ее модернизации, оценку результативность действующей политики в сфере образования в регионах Крайнего Севера, разработку аргументированные предложения по развитию системы образования в данных регионах, обоснование конкретные меры, которые позволят модернизировать систему образования. Научное и методическое обеспечение решения задачи развития системы образования в регионах Крайнего Севера актуально в теоретическом плане и будет иметь большое практическое значение. Развитие системы образования будет способствовать формированию более качественного человеческого капитала, даст экономический (повышение заработной платы и покупательной способности, снижение безработицы), социальный (снижение социального и гендерного неравенства, повышение стартовых возможностей для детей из бедных семей и семей с большим числом детей) и демографический (снижение оттока населения из регионов Крайнего Севера) эффекты.
17. Начало проекта 14.01.2019
18. Завершение проекта 31.12.2021