Информация о проекте

1. Наименование проекта Анализ зарубежного опыта государственной социальной поддержки населения северных регионов и научное обоснование возможности применения указанного опыта на территории Российской Федерации
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А18-118120390088-1
3. Исполнитель ООО НТЦ "Перспектива"
4. Ведомственная принадлежность Коммерческое
5. Заказчик Минтруд России
6. Вид финансирования договор
7. Вид НИОКТР Поисковая НИР
8. Приоритетное направление (основное) Науки о жизни
9. Приоритетное направление (дополнительное) Нет данных
10. Критическая технология (основная) Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная) Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России
13. Общее тематическое направление
14. Приоритетное арктическое направление (основное)
15. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
16. Аннотация Рассмотренный в рамках данного исследования зарубежный опыт поддержки населения, проживающего на Севере, может с определёнными оговорками быть применён в России. Из опыта социальной поддержки населения, реализуемого на Аляске и кажущегося привлекательным для применения в России, мы можем отметить систему начисления социальных выплат на специальную банковскую карту (по примеру программы Alaska Food Stamp Program), применить которую можно только в сертифицированных магазинах, а транзакции по ней могут быть отслежены и проверены органами соцзащиты. Кроме того, важным кажется рассмотрение вопроса о более подробном анализе программы страхования от безработицы (возможно, по частичному образцу программы Alaska Unemployment Insurance), поскольку структура экономики в Арктической зоне России диверсифицирована меньше, чем в других районах страны, что свидетельствует о возможности появления серьёзных социальных последствий при сокращении рабочих мест на предприятиях на северных территориях России. Кроме того, повышение безработного населения в регионе было бы негативным фактором для местной экономики, в частности, для третичного сектора экономики. Американский опыт предлагает также рассмотреть возможность создания в России специальной шкалы уровня доходов с учётом количества человек в семье для предоставления той или иной социальной услуги вместо используемой сейчас системы соответствия среднедушевого дохода члена семьи региональному прожиточному минимуму. Перспективным также кажется возможность создания специальных пособий для граждан России, занятых в сезонных работах, с установлением дополнительных выплат относительно обычного пособия по безработице (по канадскому образцу). В особенности, данная система была бы актуальна для территорий проживания коренных народов, занятых в традиционных видах хозяйства. Опыт практически всех рассмотренных в исследовании стран показывает, что в развитых странах граждане могут самостоятельно выбирать возраст выхода на пенсию (внутри обозначенного законом диапазона в 5-10 лет относительно установленного общего пенсионного возраста). Данная мера могла бы быть востребована на севере России, в частности, среди населения, получающего высокие доходы от трудовой деятельности, что на Севере во многом связано с работой в сложных климатических условиях и с повышенным риском для жизни. Шведский опыт предлагает задуматься о реализации в регионе программы по финансовой помощи населению с ограниченным возможностями здоровья, чтобы они могли потратить эти средства на оплату сиделок или помощников для работы или учёбы. Данная программа была бы полезна для увеличения количества рабочих мест на местном рынке услуг. Важно отметить, что во многих зарубежных арктических странах большинство социальных выплат или льгот распространяются не только на местных граждан, но и на легальных резидентов-иностранцев, что служит мерой по профилактике социальной напряжённости на данной территории. Реализация подобной практики в России могла бы сделать Север и Арктику более привлекательными для переезда определённого количества иностранцев в регион. Продолжая тему иностранных граждан на Севере, необходимо отметить, что предложения по созданию специальных программ по адаптации и ассимиляции мигрантов, прибывших на Север (по аналогии с существующими в Швеции или Норвегии), кажутся преждевременными, поскольку в настоящее время российский север не является привлекательной территорией для постоянного проживания мигрантов (и даже многих россиян, которые проживают в других регионах страны). Норвежский опыт развития северных территорий предлагает обратиться к введению специальных налоговых послаблений и вычетов для населения, проживающего в регионе. Среди налогов, которые целесообразно снизить – налог на доходы физических лиц и налог на прибыль для предприятий малого и среднего бизнеса. Данные налоги являются основополагающими для рядовых граждан и для предпринимателей, которые в будущем должны стать основой новой, диверсифицированной, «северной» экономики услуг. В Норвегии снижение указанных налогов на северных территориях произведено на несколько процентов. Кроме того, норвежское северное население имеет право на ежегодный налоговый вычет в 15000 норвежских крон. Интересный пример норвежской губернии Финнмарк, который является перспективным для привлечения и сохранения на Севере молодёжи – это ежегодное предоставление государством субсидий на погашение кредитов на образование на 10%. В российских реалиях государство могло бы предоставлять ежегодные субсидии для оплаты высшего образования студентов, обучающихся по договору о возмещении затрат на обучение. Опыт Финляндии говорит о том, что развитие малого и среднего бизнеса на Севере и в Арктике невозможно без помощи государства в инвестировании средств в этот бизнес. В связи с этим, предлагается разработать государственную программу по субсидированию части расходов на создание предприятий малого и среднего бизнеса на северных территориях России. Реализация данного предложения была бы стимулом для развития местного рынка труда. Говоря о предложениях системного характера, нужно сказать, что социальная поддержка населения на северных территориях требует дотирования из федерального бюджета (по аналогии с остальными арктическими странами), поскольку бюджеты регионов, как правило, и без того являются дотационными. Таким образом, требуется увеличение статьи «Социально-экономическое развитие Арктики» в расходной части государственного бюджета Российской Федерации. Представленные выше предложения в большинстве своём не носят системообразующего характера и не могут быть полноценной альтернативой существующей сегодня системы. Однако реализация отдельных предложений могла бы сделать постсоветскую систему «северных» льгот более приближенной к современным условиям российской социальной сферы и экономики. Говоря о концептуальной составляющей российской государственной политики по сохранению постоянного населения на Севере, мы можем подчеркнуть необходимость применения опыта скандинавской модели государства всеобщего благосостояния. Несмотря на то, что климатически и географически Канада имеет больше сходств с российской Арктической зоной, канадская система социальной поддержки населения на Севере неприменима в силу принципиально большой разницы в численности населения и местах его исторического расселения (в России на Севере и в Арктике преобладают крупные города, развившиеся в период реализации программ по освоению Арктики Советским Союзом). Российские Север и Арктика требуют диверсификации региональной экономики через создание в регионе комплекса территорий опережающего социально-экономического развития, следствием чего должна стать реиндустриализация регионального рынка труда и других сфер. Основой государственной политики по освоению северных территорий должен быть приоритет создания благоприятных условий для местного населения.
17. Начало проекта 05.06.2018
18. Завершение проекта 30.10.2018